Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Сергей ЧЕРНЯКОВ

Скок Г.Б.
Как проанализировать собственную педагогическую деятельность:

Учебное пособие для преподавателей. –

М.: Педагогическое общество России, 2000

Какой хороший учитель!” – “А у нас плохой”. Как часто аналогичные трюизмы приходится слышать от детей, их родителей, да и преподавателей. И как редко мы, абстрагируясь от собственных обид и переживаний, объективно представляем себе, чем Марья Ивановна плоха и чем Анна Васильевна ее лучше. Подобная ошибка особенно недопустима для самих педагогов. Но как ее избежать? Как раз этой цели посвящено пособие Г.Б.Скока “Как проанализировать собственную педагогическую деятельность”.
В пособии не рассматривается научная деятельность преподавателя в целом. Речь идет только о той ее части, объектами которой являются учебный процесс, преподаватель, учащийся (студент), учебное заведение. Основная проблема, поднимаемая в данной брошюре, выведена в заголовок пособия. Многие учителя хорошо знают свой предмет, а также владеют методикой передачи знаний. Однако низкий уровень рефлексии не позволяет, как правило, этим преподавателям достичь высшего профессионального мастерства.
Понятие “профессиональное мастерство”, по Г.Б.Скоку, включает в себя три основных компонента: общекультурный, психолого-педагогический и предметно-технологический. Только при достижении весомых результатов на каждом из этих фронтов творческо-педагогической деятельности, только при наличии умения гармонично соединить эти достижения воедино можно говорить о педагоге как о мастере своего дела.
В пособии методично и последовательно выстраивается парадигма решения обозначенных задач. Текст брошюры насыщен всевозможными таблицами и схемами (как в контексте основного содержания, так и в приложениях к нему), которые снабжены пояснительными комментариями. Сначала следуют достаточно универсальные таблицы, помогающие раскрыть сущность современной образовательной модели, тенденций развития образовательного учреждения, понятие “гуманизация образования”, ценностные ориентации людей.
Значительно интереснее конкретные наблюдения автора брошюры. В работе приведены методики выявления индивидуальных особенностей и возможностей на основе психолого-поведенческой деятельности учащихся. Такая информация особенно полезна для выбора способов подачи учебного материала различным категориям учеников. В пособии предложен вариант разработки индивидуальной программы на базе единого государственного образовательного стандарта. Подробно описаны приемы деятельности преподавателя по представлению информации и созданию ориентировочной основы на занятиях, организации познавательной работы учащихся, осуществления контроля успеваемости, создания положительного эмоционального настроя в учебном процессе и регулирования поведения на занятиях. Именно на основе выполнения этих задач достигается высокое качество знаний.
Через ряд промежуточных этапов Г.Б.Скок подходит к ответу на главный вопрос, поставленный в пособии: как оценить свою педагогическую деятельность? Такая оценка включает в себя множество факторов: качество занятия, уровень методического обеспечения урока (лекции, семинара), самооценка преподавателя, мнение учащихся о работе педагога, точка зрения родителей, бывших учеников, мнение администрации, конечный результат.
Автор учебного пособия не упрощает положение дел и приводит к мысли о том, что комплексная оценка деятельности учителя не может быть интегральной, выводиться как среднеарифметическая. Невооруженным глазом видна неравнозначность различных источников информации о работе педагога. Ясно, что мнения детей, их родителей, а также администрации по вполне понятным причинам далеко не всегда адекватно отражают качество труда преподавателя. Что же касается конечного результата педагогической деятельности, то его весьма затруднительно измерить, ибо такой результат носит пролонгированный и интегрированный характер (принадлежит не одному преподавателю).
Поэтому не случайно, что Г.Б.Скок главное внимание уделяет наиболее важным и объективным компонентам педагогической деятельности – качеству занятий, а значит, и качеству закладываемых знаний, что не в последнюю очередь достигается грамотным методическим обеспечением уроков. Причем нетрудно догадаться, что данное пособие направлено не только на достижение педагогом адекватной самооценки, но и на коренную модернизацию, индивидуализацию всего учебного процесса, при которых и педагогическая самооценка учителя, естественно, будет предельно высокой.
Следует отметить: учебная брошюра Г.Б.Скока написана как научная монография, со ссылками на многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов. Простое разовое прочтение пособия вряд ли продуктивно. Эффективнее постоянная работа с ним как с одним из опорных конспектов в процессе организации своей педагогической деятельности. Настоящая брошюра адресована как школьным учителям, так и преподавателям вузов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru