Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена ЛИТВЯК

Простые правила и награды

В отряде “Дорога” знают, что не может быть законов на все случаи жизни, но важнее любого закона – умение преодолевать свою слабость

Первые дни июля. Время, когда заботы и хлопоты учебного года вдруг схлынули. Учителям про школу даже думать не хочется. Отпуск! Но у детей – ничего подобного. Школа переместилась во двор, в лес, на речку. И между прочим, летняя жизнь у большинства наших ребятишек не менее богатая и активная. Поэтому мы решили, что самое время и нам в газете рассказать, как это у них получается – обходиться без дома с названием “школа”, закрытого до сентября на замок на всей территории нашей страны.

Открываешь зеленую дверь подвала и словно бы возвращаешься в собственные двенадцать лет: комната мальчишек с гитарами на стене и рюкзаком на вешалке, брошенная второпях куртка. И фотографии – от пола до потолка – счастливые, уставшие, удивленные дети взбираются на гору, сгибаясь под тяжеленными рюкзаками, поют песни, дерутся на деревянных мечах. А в углу – высокие военные барабаны и тонкие шпаги на стене, которые ребята делают сами. Кажется, будто это игра – форменные зеленые рубашки и галстуки, странные слова из языка хоббитов: “лаэртон”, “динга”, “вернер”. Игра во что – в свой собственный придуманный мир или это попытка чувствовать себя взрослым?

По дороге к себе

Двадцать–тридцать подростков двенадцати–четырнадцати лет собираются три раза в неделю. Вместе они – дворовый отряд “Дорога”, живущий в московском районе Сокол уже третий год. Дорога, потому что жизнь человека – это путь, на котором он встречается с разными людьми и проблемами. С людьми надо научиться общаться и сотрудничать, проблемы надо научиться решать.
Что они делают? Да ничего такого особенного: разговаривают, поют песни, выпускают отрядную газету “Весточка”, пишут статьи для “Пионерки” и “Юношеской газеты”, ходят на Кавказ и в Карелию в походы и поисковые экспедиции, играют с детдомовскими ребятишками, ставят для них и про них спектакли, собирают учебники для детских колоний, устраивают игры на ВДНХ для всех желающих в День защиты детей, учатся ходить под парусом в гостях у знаменитой екатеринбургской “Каравеллы”, выпускают вместе с ней и ребятами из воркутинского отряда “Сполох” общую газету “Бермудский треугольник”, учатся на инструкторов первой медицинской помощи...
А однажды они осуществили очень странную акцию: посеяли траву во дворе. Местная ребятня ее регулярно вытаптывала, они сеяли снова. Это было похоже на невидимую битву – кто кого. Похоже, ребята из “Дороги” победили. Трава зеленеет.
Что привлекает ребят, что заставляет приходить, задерживаться дотемна? Вряд ли только возможность научиться конкретным навыкам, тем более что в специализированных кружках и клубах наверняка это получится лучше. Может быть, главное, зачем они ходят, – поиск себя, выстраивание себя? Я кто? я какой? – такие важные для подростков категории. Отрядные взрослые, называющие себя по-коммунарски комиссарами – Ольга и Антон Коноваловы, – вместе с ребятами строят жизнь так, чтобы, проходя разные испытания, человек сам узнавал о себе нечто. Могу я придумать что-нибудь интересное для всех? Попробуй сочинить маленькую пьесу, собрать народ, репетировать. Могу я помогать другим, чувствовать других, считаться с ними? Участвуй с нами в психологических играх. Могу бороться со страхом и усталостью? Пойдем в поход – и узнаешь.

Слова загадочные и высокие

Как человек попадает в отряд? Все по-разному: кого-то друг привел, а кто-то пошел в магазин и встретил своих одноклассников, шедших в отряд, пошел с ними да так и остался. Два раза в году ребята из отряда приходят в школы и рассказывают, как живут. Говорят: “Хотите научиться ставить палатку, ходить в горы, преодолевать страх, писать статьи, играть в театре? Приходите к нам во вторник в пять часов”. Народ собирается, знакомится со своим “экипажем” (весь отряд поделен на группы в 5–8 человек, в каждой есть новички и “старики”), с его капитаном-подростком, который будет помогать во всем. В первый месяц старожилы отряда проводят специальную программу для новичков – яркие походы, лазание по стенам с альпинистским снаряжением, спектакли. Ребята, довольные, обалдевшие, конечно, хотят остаться и продолжать эту жизнь в отряде.
Тогда человек становится дингой. Это первое звание, которое он берет на себя сам в общем отрядном кругу. А однажды на рассвете на Поклонной горе или на смотровой площадке возле университета человеку повязывают галстук, и он становится действительным членом отряда – лаэртоном. Теперь он живет по законам, принятым ребятами, участвует в обсуждении и придумывании всевозможных дел. Самые простые правила – не опаздывать, не ругаться, не курить, поддерживать в отрядном доме порядок. Самые трудные и самые важные сформулированы в отрядном уставе. И тут все гораздо серьезнее, потому что это кодекс чести. В уставе сказано:” Я не пройду мимо несправедливости и жестокости... Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться... Я отвечаю за тех, кого веду за собой... Нет законов на все случаи жизни. Учись разбираться в ситуации...”
Но законы для подростка ничего не значат, если нет дела, в котором на них можно опереться. Ситуации должны возникнуть, чтобы в них пришлось разобраться. Они моделируются во время сбора отряда, в играх, появляются в походе или на фестивале, в гостях у друзей, на смене в “Орленке”.

Во вторник в пять часов

В начале сбора барабанщики собирают всех на построение, капитаны докладывают о состоянии экипажей, у кого какие дела, проблемы. Потом сообщаются новости, раздаются письма (в отряде работает особенный почтовый ящик, похожий на тот, что был в корчаковском Доме Сирот, – ребята и взрослые могут писать письма друг другу, обсуждая то, что нельзя обсудить при всех). Важная часть дня – учеба, которую ведут старшие ребята-инструкторы или взрослые. В одной комнате происходят занятия журналистикой, в другой – работает оружейная мастерская. В мастерской изготавливают деревянные мечи. Это не игрушки в стиле Толкиена, а важные “дидактические материалы”. С их помощью ребята учатся сразу нескольким важным вещам. Во-первых, человек делает все сам (некоторые мальчишки только в отряде научились важной мужской работе – пилить, строгать, резать) от начала до конца. Во-вторых, учится не бояться опасности, не отступать, терпеть боль, не прекращая сражения (бывает, что мечом попадают по пальцам до крови).
В коридоре натянуты веревки – ребята тренируются переправляться при помощи страховки. Еще один экипаж в это время играет. В педагогической копилке отряда масса игр, придуманных комиссарами Антоном и Олей, игр, накопленных в практике коммунарского воспитания, психологических тренингов. Все они так или иначе направлены на раскрытие человека, развитие у него способности чувствовать других людей и взаимодействовать с ними, доверять, помогать. Например, запросто здороваться носами или определять вслепую, у кого в отряде самые теплые уши. Или сидя на полу, с закрытыми глазами искать свой башмак в куче других, не причиняя никому беспокойства. Такие нехитрые игры создают ощущение тепла, радости и защиты в кругу людей, ребенок начинает принимать их как часть своего мира, начинает изо всех сил подражать. Тут-то и пригождаются законы, они воспринимаются не как красивые слова, а как опора этой хорошей жизни. Им хочется следовать, хочется работать над собой, быть таким же замечательным, как старшие ребята-капитаны и взрослые. Посмотреть на себя словно бы со стороны помогают и рефлексия дня, обычно бывающая в конце сбора, во время которой обсуждается, кто, что и как делал, и рефлексия конкретных общих дел, вошедших в педагогический арсенал еще с ранних коммунарских времен. Сначала, слушая, что говорят другие, ребята привыкают анализировать собственные действия и слова.

Для себя и для других

Наверное, они и меняться начинают тогда, когда замечают, что с ними и вокруг них происходит. Сначала они хотят делать что-то хорошее для своего экипажа, потом для всего отряда, а потом для людей вообще. И тогда наступает время для участия во всевозможных социальных акциях. Делание для других становится смыслом жизни, и труд, любой, даже самый нудный и неприятный, воспринимается как награда. Самое страшное наказание в отряде, которое бывает, если человек очень серьезно подведет всех, – это запрет на помощь. Особенно тяжко, если вдруг это случится в походе. Все кругом заняты, многим явно требуется помощь, а ты ничего не можешь сделать для человека, даже поправить подвернувшуюся лямку рюкзака. И самому нельзя нести рюкзак, его возьмет кто-нибудь другой. Все будут с тобой разговаривать, шутить, кормить обедом на привале. Все, как всегда, а ты для них ничего сделать не сможешь. Труд – это награда здесь, трудности, с которыми ты справился, – свидетельство твоего роста. Вот все пришли на стоянку страшно уставшие. А надо разбивать лагерь, готовить обед. И сил никаких нет. Но кто-то обязательно встает с земли и идет за водой. В этот момент с человеком и случается все самое главное. Чем сложнее, тем лучше. Такая экстремальная педагогика.
Может, потому уже много лет и тянутся подростки в этот отряд и в десятки других таких же, что там происходит с ними то, что им сейчас важнее всего: выстраивается их личность через преодоление препятствий и детского эгоизма, через приобретение навыков не мифических, а действительно важных, через чувство принадлежности к братству, которое делает хорошее, полезное дело.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru