Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Проект “Народное образование”:
обнадеживающие результаты и новые перспективы

В фокусе внимания – распространение учебников в труднодоступных регионах

С начала 1999 года в рамках реформы учебного книгоиздания осуществляется исключительно важный, очень необходимый для нашего общества и перспективный проект “Народное образование”, направленный на обеспечение местных органов образования, школьных педагогов и учащихся общеобразовательных учреждений необходимыми им учебными изданиями по почтовым каталогам.

Этот проект реализуется Министерством образования России при содействии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Государственного комитета РФ по телекоммуникациям. Самое непосредственное участие в его выполнении принимает Национальный фонд подготовки кадров, одной из задач которого является создание в национальном масштабе информационной системы учебного книгоиздания. При поддержке НФПК осуществляются выпуск и распространение каталога “Учебники России”, обеспечивающего потребителей и заказчиков, в первую очередь из самых удаленных и труднодоступных районов России, всесторонней и достаточно полной информацией об имеющейся на рынке учебной литературе Федерального перечня.

Особенностью данного образовательного проекта является то, что формирование заказов и последующее их выполнение осуществляются путем подписки по почтовому каталогу и рассылки книг наложенным платежом. Заказчикам предлагается наиболее выгодная для них форма приобретения учебных изданий, поскольку оплата заказа происходит после его выполнения при получении книг на почте. Непосредственную работу по адресной рассылке каталога и учебной литературы выполняет книготорговая организация “БЕТА-Сервис”, длительное время специализирующаяся на продаже книжной продукции по системе “Книга – почтой”.

Необходимость данного проекта вызвана как потребностями развития образования в связи с социально-экономической эволюцией страны, так и важностью преодоления негативных последствий проводимых в России реформ. Как известно, в последние годы в работе по обеспечению школ учебной литературой возникли большие трудности, которые, как и многие другие проблемы сегодняшнего дня, вызваны отсутствием достаточных финансовых средств. В этих условиях задачи по обеспечению школ учебными изданиями были переданы в регионы, большинство из которых тоже оказались не готовыми к их решению. Виной тому известные причины, связанные с затягиванием осуществляемых в стране реформ, а также значительные различия в финансово-экономических возможностях регионов. При этом наиболее сложное положение с учебной литературой сложилось в отдаленных районах, сельских и поселковых, в том числе малокомплектных, школах, находящихся на периферии внимания. В целом ряде случаев привычные ранее бесплатные учебники стали для родителей и учащихся несбыточной мечтой.

Значение проекта в немалой степени обусловлено также наличием огромного комплекса нерешенных социальных проблем, связанных с неразвитостью элементов социальной инфраструктуры в периферийных районах. Здесь очень трудно получить новую информацию о выпускаемой литературе, а тем более ее приобрести. Во многих местах фонды сельских школьных библиотек длительное время не обновлялись и пришли в ветхое состояние. Нередко ученики пользуются устаревшими учебниками, пережившими не одно поколение школьников. В таких условиях говорить о вариативности образования, внедрении новых программ и педагогических технологий очень трудно, а порой и просто невозможно. К сожалению, в настоящее время чаще приходится задумываться не о реформе, а о выживании образования.

В отсутствие достаточных финансовых средств в местных бюджетах и при бедственном положении системы образования торговля учебниками по каталогам, включающая рассылку книг потребителям по почте, приобретает роль одного из важнейших направлений обновления действующей в России системы обеспечения граждан учебной литературой. В настоящее время эта система еще оторвана от региональных запросов и не готова в полной мере решать актуальные задачи. В стратегическом плане очень важна роль данного проекта с точки зрения содействия продвижению реформ, поскольку его можно рассматривать как одно из звеньев новой информационной инфраструктуры российского образования. Распространение каталогов стимулирует потребительский спрос на учебную литературу и помогает развитию рыночных отношений в сфере учебного книгоиздания.

В связи с этим первостепенной целью проекта стало обеспечение образовательной литературой учащихся и учителей из отдаленных регионов и сельской местности, прежде всего из тех, где не работают книготорговые организации и учебную литературу можно получить только по почте. Для большой части сельских жителей данный проект стал едва ли не единственной возможностью, позволяющей приобрести необходимую им образовательную литературу.

Разработчики проекта исходят из того, что, какими бы сложными ни были экономические и социальные условия, процесс образования замедляться, а тем более останавливаться, не должен. Общее среднее образование является той базой, на которой основываются непрерывность образования и приобретение навыков специальности. А без новых, отвечающих современному уровню развития науки учебников сохранить высокий уровень отечественного образования крайне сложно. Очевидно, что данный проект не сможет полностью удовлетворить существующие в регионах потребности в учебной литературе. Но вместе с тем он позволяет существенно снять напряженность в данном вопросе, дает возможность любому желающему приобрести необходимые ему учебники без каких-либо ограничений. У многих наконец-то появился реальный шанс заблаговременно решить проблему, которая беспокоит всех учителей и родителей накануне начала нового учебного года. Выпуск каталога с полугодовой периодичностью позволяет приобрести учебные издания в любое удобное для покупателей время.

Результаты реализации проекта в 1999 году оказались весьма обнадеживающими и убедительно показали его своевременность и высокую социальную значимость. Проект получил положительные отклики со стороны специалистов образования, родителей и самих учащихся и оказался востребованным в 76 субъектах Российской Федерации. В течение 1999 года по двум каталогам “Учебники России” было выполнено более 1 млн 30 тыс. индивидуальных заказов на учебные издания, рекомендованные Минобразования России. В результате огромное количество школьников и педагогов смогли получить новые, современные книги, методические пособия и другие учебные издания, прошедшие самую взыскательную экспертизу.

В общей сложности каталог, тираж которого достигает от 200 до 400 тыс. экземпляров, включает около 700 наименований учебников, учебных пособий, методических и дидактических материалов для учителей и учащихся всех классов и по всем предметам школьного образования и, что очень важно, рассылается бесплатно. В настоящее время уже подготовлен и ждет рассылки третий каталог, в который включены учебные издания, рекомендованные Минобразования России на 2000/01 учебный год.

Помимо прочего проект содействует развитию в России рыночной системы книгоиздания и книгораспространения, а также ориентации этих рынков на конечного потребителя. В каталоге “Учебники России” представлены книги 18 издательств, занимающихся выпуском учебной литературы Федерального перечня. Ведущие позиции принадлежат лидерам учебного книгоиздания, занимающим на этом сегменте книжного рынка наиболее прочное положение, – издательствам “Просвещение” и “Дрофа”. Интересно, что хотя “Просвещение” значительно опережает “Дрофу” по количеству выпускаемых учебных изданий, последнее представлено в последних каталогах намного шире. В частности, если “Дрофе” принадлежит около 37% наименований учебной литературы каталога, то “Просвещению” только 16%. Активно участвуют в проекте такие издательства, как “Мнемозина”, “Генжер”, “Академия”, “Вита-Пресс”, “АСТ-Пресс”, “АРКТИ”, “Вентана-Граф”, “Владос”, “Интербук” и некоторые другие. Привлечение к проекту большого количества издательств содействует развитию здоровой конкуренции и удовлетворению разнообразных потребностей самых взыскательных заказчиков.

Как и предполагалось, основными покупателями учебной литературы стали сельские жители, на долю которых приходится 58% общего количества заказанной литературы. И это при том, что в сельских общеобразовательных учреждениях обучается почти в 3 раза меньше учеников, чем в городских. Несмотря на сложное материальное положение населения, количество заказчиков постепенно увеличивается и даже формируется круг постоянных покупателей учебной литературы.

Большую заинтересованность в приобретении учебных изданий по почте проявляют жители удаленных регионов страны. Так, на долю 5 наиболее отдаленных и малонаселенных районов России – Дальневосточного, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Уральского и Северного – пришлось около 60% всей заказанной литературы.

Характерно также, что поступление заказов в немалой степени зависит от уровня материальной обеспеченности населения регионов. Как правило, большое количество заказов приходит не только из удаленных, но и более благополучных в финансовом отношении краев и областей. Лидирующие позиции по количеству заказанных учебных изданий занимают Тюменская, Свердловская, Иркутская, Пермская, Читинская, Московская области, Красноярский, Краснодарский, Приморский и Хабаровский края.

Наибольшим спросом у покупателей пользуются учебники, на которые поступает практически каждый второй заказ. Достаточно высока в регионах потребность в рабочих тетрадях, сборниках упражнений, тестах, контрольных работах и учебных пособиях. Важной особенностью каталога является то, что в нем представлены не отдельные издания, а полные учебно-методические комплекты, разработанные под конкретную учебную программу с учетом профиля школ и классов.

Чаще всего заказчиков интересуют учебные издания, обеспечивающие базовый компонент образования, по таким предметам, как русский язык, литература и математика. Доля заказов на данные книги и другие издания достигает 27%. Несколько реже заказывается учебная литература по иностранным языкам, истории, биологии, обществознанию, географии и трудовому обучению. Именно по этим предметам покупателям предлагается наиболее широкий выбор литературы.

Немало заказов поступает на учебные издания по музыке, искусству, информатике, мировой художественной культуре и экономике, которые, к сожалению, представлены в каталоге несколькими наименованиями. Пока что выбор предлагаемых издательствами современных учебников по этим в определенном смысле новым предметам не велик. Вместе с тем процесс обновления учебной литературы и заполнения существующих в линиях и комплектах учебников лакун идет достаточно динамично. Поэтому каждый последующий каталог становится все более качественным и информативно насыщенным.

Неожиданно высокий интерес проявили к проекту учителя, которые заинтересовались приобретением педагогической литературы, программных, методических и других материалов. Эта заинтересованность основывается на понимании важности обновления своих знаний, овладения последними достижениями педагогической науки и внедрения современных педагогических технологий в учебный процесс. Доля методических и дидактических материалов для учителей в общем объеме выполненных заказов достигает 19%, а программных документов – 6%. Еще около 5% приходится на литературу по педагогической и коррекционной психологии, и потребность в ней не уменьшается. К большому сожалению, одним из негативных последствий нынешнего социально-экономического кризиса стало значительное увеличение в России количества детей с недостатками или задержками в умственном и физическом развитии.
Таким образом, практически каждый третий заказ поступает на учебные издания для учителей. Иногда покупателями психолого-педагогической литературы становятся родители учеников, которые сталкиваются с определенными трудностями в воспитании своих детей. Учитывая высокий спрос на указанные издания, количество наименований книг для учителей, директоров школ, завучей и других школьных специалистов в последнем каталоге увеличено в два с лишним раза.

Следует отметить, что успешность проекта определяется продуманной ценовой политикой. Исходя из его социальной направленности цены на учебники и другие образовательные издания устанавливаются с учетом финансовых возможностей малообеспеченных слоев населения, к которым принадлежит большая часть российских граждан. И несмотря на то что уровень жизни социальных групп различается очень сильно, большинству граждан установленные и действующие в течение полугода цены до последнего времени были вполне доступны.

К сожалению, дальнейшее осуществление проекта крайне затруднено по причине неконструктивных действий со стороны нынешних чиновников Государственного комитета РФ по телекоммуникациям. Их ничем не обоснованное решение о двукратном повышении тарифов на почтовые услуги и взимании налога на добавленную стоимость с почтовых отправлений привело к значительному удорожанию всей учебной литературы, рассылаемой по почте, что делает ее недоступной для огромной массы школьников и учителей. И это при том, что согласно действующему в Российской Федерации законодательству услуги почтовой связи по доставке населению книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Такая ситуация не может быть терпимой и требует немедленного разрешения органами государственной власти.

В целом проект “Народное образование” имеет важное социальное значение и вызывает большой интерес в регионах, о чем свидетельствует значительное количество заявок, постоянно поступающих из местных органов образования, общеобразовательных учреждений и от отдельных граждан. В свою очередь, это является убедительным свидетельством правильности выбранного направления и ориентирует на расширение работы в рамках проекта. Сейчас очень важно добиться того, чтобы каталог “Учебники России” дошел до каждой школы и попал в самые труднодоступные и заброшенные районы России.

Руководитель программы
Владимир Петрович Кашицин
Руководитель проекта канд. философ. наук
Надежда Владимировна Осетрова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru