Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Паломничество за самым интересным на свете

Может быть, оно совсем рядом, и все-таки для того, чтобы это увидеть, нужно выйти за пределы школы...

Школа дороги

Полный автобус ребятни, галдят, жуют бутерброды, что говорит экскурсовод – непонятно, неинтересно. Главное – меня везут, я еду, без родителей, с приятелями, ура! Правда, учительница все время призывает посмотреть то туда, то сюда, слушать внимательно, вспоминать, что проходили недавно. Автобус потряхивает на выбоинах, глаза закрываются сами собой, задремываешь под монотонный рассказ, в котором незнакомых слов и дат слишком много…

Считается, что в программе учебных мероприятий хорошей школы должно быть известное количество экскурсий как яркий, запоминающийся довесок к сухой школьной премудрости. Как бы продолжение лучших традиций образования.

Многие сотни лет отправлялись молодые люди в путь, чтобы учиться. Кочевали по дорогам средневековой Европы школяры-ваганты, переходя из университета в университет. Молодые дворяне века Екатерины и Александра заканчивали свое образование за границей. Битники, а потом хиппи пересекали Америку в поисках свободы и смысла… Именно на дороге встречались интересные люди, сталкивались и переплетались обычаи и привычки. Здесь молодой человек учился всему самому главному: вниманию, сопереживанию, решительности, терпению, общению, жизни. Важность путешествий для настоящего образования – собирания человеком своей личности – признавалась безусловно. А потом как-то незаметно путешествие превратилось в развлечение, оставшись самоценным лишь для сознательных туристов, геологов и людей прочих бродячих профессий.

Но как же дух авантюры, неизвестности, труда поиска, такой важный для большинства растущих людей? Вероятно, его должны удовлетворять экскурсии вкупе с красочными географическими энциклопедиями, журналами и компакт-дисками. Но редкая экскурсия оказывается запомнившейся, полезной и, что важно, пережитой, прочувствованной. И дело тут не в том, что человек что-то не то или не так рассказал, дело в самой идее. Экскурсия – мероприятие для взрослых, которые уже привыкли экономить время и силы, если есть такая возможность. Зачем что-то узнавать самому, если есть квалифицированный специалист, которого терпеливо послушал – и все понятно? А дети-то устроены по-другому, для них это тот же урок, только в здании или на свежем воздухе. Смена декораций, не имеющая принципиального значения. Поэтому многие ребята предпочитают во время экскурсий болтать с одноклассниками, привычно отключившись через несколько минут от информационного потока, который не воспринимается лично значимым.

Но вот совсем другое дело – дети, вернувшиеся в класс после летних каникул. Учителя привычно удивляются: как изменились, повзрослели, откуда столько новой информации в головах, откуда серьезность и независимость? Оттуда, из школы лета, школы дорог и приключений, где нет ничего общего со скукой, обязаловкой, страхом (он, этот самый страх, летом другой породы – не страх наказания или неуспеха, а холодок риска и авантюры, который жизненно необходим любому нормальному ребенку для роста). Летом, когда ребенок больше времени предоставлен сам себе, он открывает новые возможности, места, людей. В эти три таких всегда коротких месяца путешествие и эксперимент – главные двигатели детской жизни. Не зря самые яркие эпизоды в детских рассказах о каникулах – об исследовании пещер, заброшенного старого дома, необыкновенно холодного озерца, на которое набрели случайно в незнакомом лесу.

Самое удивительное, что взрослые признают и даже поддерживают необходимость такой жизни летом. Это называется – отдохнуть перед учебным годом, набраться сил перед школой. Редкие учителя признают ребячьи похождения педагогически ценными и тем более строят на них, хотя бы отчасти, образовательную программу.

Экскурсия-экспедиция: подготовка

В книге “Секретный мир детей” известного петербургского психолога Марины Осориной есть глава “Поездки без взрослых: новые возможности”, где специально исследуется потребность младших подростков в путешествиях как способе узнать нечто новое о мире и о себе – человек-путешественник более сосредоточен, оказавшись в незнакомой, быстро меняющейся обстановке, он как бы собирает в момент путешествия свою самость, она – часто его единственная опора. Более того, меняющееся окружение помогает человеку идентифицировать себя, выделять и сравнивать с другими. Как чувство Родины с большей силой проявляется при отъезде в чужие края, так и человек, пустившись в путь, начинает вырабатывать в себе и замечать качества, прежде бывшие неведомыми. Все это относится не только к далеким путешествиям, но и, например, к обычной поездке по большому городу. Марина Осорина считает, что даже просто перемещаясь на общественном транспорте, дети приобретают бесценный и жизненно важный образовательный опыт – учатся взаимодействовать с другими людьми, не ущемляя их интересов и защищая собственные, учатся ориентироваться в незнакомом пространстве, опознавая его по характерным объектам, да и просто расширяют сферу освоенной, своей территории, на которой они чувствуют себя уверенно, психологически комфортно. Гуляя по городу в одиночку или с друзьями, ребенок, подросток, освоив сначала инфраструктуру города, обращает с течением времени внимание на его архитектуру, историю, и прогулки приобретают характер исследовательских экспедиций. Вот бы вместо экскурсии – урока по “москвоведению” отправиться в такое путешествие! Подростки вполне делают это самостоятельно, младшим школьникам – не менее страстным исследователям – требуется пока помощь учителя. Только его роль в такой прогулке-экспедиции будет совсем иная, непривычная для многих.

Ничего не зная об этой замечательной книжке, которая попросту к тому времени еще только создавалась, учителя одной московской школы, наблюдая за детьми, обнаружили те же закономерности и оказали, что называется, своевременную педагогическую поддержку. Однажды они предложили четвероклассникам отправиться в путешествие по городу, да не просто на прогулку, а попробовать снять о нем кино. Снять кино – значит увидеть город своими глазами и рассказать о нем другим. Чтобы рассказать, надо чувствовать и знать. В совместном обсуждении дети и взрослые планировали свои действия. Попробовать уловить дух города: где это может получиться? В старом городе, деловом центре, на окраинах? Может быть, стоит посетить излюбленные места, а может быть, открыть совсем новые – это же гораздо интереснее. Для начала, разбившись на группы и вооружившись картами, ребята попробовали проложить самый привлекательный маршрут от пункта А до пункта Б. Потом каждый перечертил на отдельный лист план исследуемого квартала, чтобы на нем можно было помечать самые интересные места. Что теперь? Надо поискать информацию об этих местах и записать ее. В арсенале каждого появились не только карта и карандаш, но и блокнот – будущий путевой дневник. (Варианты могут быть разные – потом уже пришла в голову хорошая идея: делить лист дневника на две части – для записи информации, добытой заранее, и новой, полученной на месте. В другом путешествии у ребят были специальные альбомчики на печатной основе для тех же целей.) Несколько дней листали альбомы со старыми московскими фотографиями, учились определять примерное время постройки дома по характерным архитектурным деталям, чтобы потом наперебой угадывать, делали выписки из учебников “Москвоведение” (вот когда оно перестало быть для ребят мертвой книжкой – появилась живая потребность в его информации). Но быстро сказали: мало, хотим знать, кто раньше жил здесь, какие удивительные истории происходили. Стали приносить из дома книги по истории города, путеводители, справочники, атласы. Пришлось поставить у двери небольшой шкафчик, чтобы разместить эту стихийно возникшую библиотеку.

Блестящее стеклышко под ногами

И вот наконец наступил день путешествия. В рюкзачках – бутерброды, водичка, карты, дневники, фотоаппараты. Каждая группа получает камеру и отправляется. Задача: показать свой квартал так, чтобы другим потом захотелось туда прийти. Конечно, без участия взрослых было не обойтись, но теперь они были не привычные (и потому надоевшие) наставники и рассказчики, а попутчики, с которыми делишься впечатлениями и спрашиваешь совета. В какой-то момент учитель был оператором, в какой-то – консультантом и арбитром в спорах из-за истории названия улицы, помощником и утешителем уставших (впрочем, это делали и сами ребята, интуитивно чувствуя, кто выдыхается, кому надо улыбнуться, дать попить или просто замедлить шаг). Детские карты заполнялись пометками и значками, те, кто хотел (а хотели почти все, кроме особо стеснительных), рассказывали, что знали о месте. Обменивались первыми мимолетными впечатлениями, ощущениями, останавливались помечтать: в каком из этих домов я хотел бы жить? Наблюдали уличную сценку, качались на качелях в сквере, обходили неспешно со всех сторон старую церквушку. А потом, счастливые, поедали мороженое в кафе. Через несколько дней, когда монтаж был завершен, все собрались в классе для просмотра. И это опять было необыкновенное зрелище. Каждая команда путешественников заготовила несколько вопросов на внимательность по своему фильму, так что смотреть было особенно интересно. С того первого раза родилась устойчивая школьная традиция – если выбирались на что-то посмотреть, то не ждали, когда расскажут, а искали сами как можно больше, расспрашивали, узнавали, зарисовывали, записывали. И никто из взрослых не торопил, когда кто-нибудь находил что-нибудь интересное, вроде необыкновенно красиво блестевшего стеклышка или Сашиной “дыры времени” – щели в асфальте, а опускался рядом на корточки и заглядывал внутрь вместе со всеми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru