Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Дмитрий ЛЕВИТЕС

Кому и зачем нужны выпускные экзамены?

Чиновники не видят другого способа оценить работу учителя. А трагедий, которыми оборачиваются экзамены для детей, они тем более не замечают...

Цифры

* Для 43 процентов опрошенных старшеклассников стрессом является любой экзамен.

* Перед экзаменами у большинства экзаменующихся наблюдаются:
– тревога     – 78%;
– нарушение аппетита    – 26%;
– повышенная раздражительность    – 25%;
– бессонница     – 19%.

Что такое экзамен?

Школьный коридор за десять минут до экзамена по математике. Запах валерьянки. Трясущиеся руки, проверяющие в последний раз надежность припрятанных шпаргалок. Бледные, измученные бессонницей лица. Нервный смех. Истерические нотки в голосе. Отсутствующий, потусторонний взгляд, беззвучно шевелящиеся губы. Бравада, за которой скрывается страх.

Что такое экзамен? По определению – проверка, испытание. Что мы проверяем? Кого и на что испытываем? Известно, что контролирование, оценивание знаний есть необходимая составная часть диагностирования обученности. Ее цель – своевременное выявление недостатков, оценивание и анализ учебного процесса. Это древнейший компонент педагогической технологии. И какие бы жаркие споры ни велись сегодня по поводу его содержания и форм контроля и оценки, никто не будет отрицать их значимость в организации и совершенствовании учебного процесса. Но если для учеников этот процесс, по крайней мере в школе, уже завершен и изменить, исправить, скорректировать ничего невозможно – что для них эта проверка, это испытание? Проверка устойчивости нервной системы, испытание прочности организма? Это в конце-то учебного года?! Так кому же, а главное, зачем нужен выпускной экзамен?

Ученик

А может, экзамен все-таки нужен ученику, чтобы проверить себя? Глупости! Во-первых, нет нужды заниматься подобным мазохизмом, проверяя себя на степень усвоения школьной программы, – ведь оценка на экзамене ничего прибавить или убавить не сможет. Что еще? Повторение, обобщение, систематизация учебного материала, чтобы лучше подготовиться к вступительным экзаменам? Слабоватый мотив. Для этих целей существуют иные, куда более продуктивные и здоровьесберегающие способы.

Учитель

Может быть, это нужно учителю, чтобы выяснить результаты своей педагогической деятельности? Только не говорите это учителю! Любой экзамен – столь экстремальная ситуация, что его результаты скорее “смазывают” объективную картину, чем проясняют ее. Учителю экзамен нужен, поскольку он необходим чиновнику от образования.

Родители

“Если бы Вы видели, Ваше Высокопревосходительство, – писали родители министру просвещения в 1916 году, – ту массу бледных, растерянных лиц детей и матерей, со слезами молящихся в часовнях и церквах, особенно перед экзаменами...”

А.Цирюльников, анализируя состояние дел в гимназиях тех лет, замечает: “Странно, что не все гимназисты вешались”. А, собственно, чему он удивляется? Разве что-нибудь изменилось за неполную сотню лет? “Ну как же, ведь несколько реформ прошло! Изменились цели образования, обновилось его содержание, меняются формы и методы обучения... Разве можно сравнивать современную российскую школу с царской гимназией?!” Сейчас можно!

Провожу консультацию по химии, до экзамена три дня. Вдруг суматоха, шум: девочка упала в обморок. Прибежал школьный фельдшер, привели в чувство ученицу, вызвали мать. Потом, когда все улеглось, выяснилось, что девочка сдавала экзамены сразу в двух школах – обычной и музыкальной. Спала по 4–5 часов в сутки, готовя одновременно специальность, сольфеджио и химию. Но самое удивительное было то, что она, талантливая скрипачка, по результатам какого-то конкурса уже поступила в музыкальное училище! Спрашиваю маму: “Зачем мучаете ребенка, ведь свою тройку по химии она и так получит. Пусть хоть раз в неделю выспится нормально”. Ответ мамы: “Нам тройка в аттестате не нужна!” “Зачем вам четверка по химии, ведь она уже студентка музыкального училища!” Отводит глаза, поджимает губы: “А вдруг решит когда-нибудь в институт поступать! Нам троечный аттестат не нужен, нет!” (А ведь еще есть так называемые золотые медали и связанная с ними абсолютно уродливая с психологической и педагогической точек зрения организация последних лет школьной жизни несчастных претендентов на эти медали. Экзамен необходим родителям ровно в той степени, в какой они являются заложниками существующей системы. Те, кто может купить своим детям место в самом престижном институте, заботятся только о сохранении физического и психического здоровья своих детей и не обращают на школьные тройки никакого внимания.

Вуз? Вуз!

До каких пор мы с лживым пафосом во всех основополагающих документах о школе будем декларировать, что школа (особенно основная школа!) не является местом подготовки ребенка для учебы в высшем учебном заведении, что основные задачи школы связаны с воспитанием, развитием, самоактуализацией и самоопределением учеников. Кого могут обмануть подобные заклинания о гуманистической направленности обучения, если все прекрасно понимают, что школьные учебные программы – это, по сути, упрощенные, вульгаризированные кальки с вузовских учебных программ, а сам процесс обучения (особенно в профильных классах, в классах с углубленным изучением предмета, в лицеях и гимназиях) организован по образу и подобию вузовского обучения, со всеми его извращениями, неминуемо возникающими при этом, так как речь идет о детях.

Как люди, отвечающие за разработку государственных образовательных стандартов, касающихся предъявляемого учебного содержания и требований к обязательным результатам обучения, не могут понять: потому эти стандарты никак не могут родиться, что их “родители” по своей профессиональной направленности не педагоги, а преподаватели (почувствуйте разницу!) и исходят прежде всего из интересов высшей школы, а не развивающегося, растущего ребенка! Вот почему они не понимают, как можно заложить в эти самые стандарты такую странную и неудобную вещь, как воспитание. Вот почему в школьном расписании старшеклассников нет места для психологии личности и психологии межличностных отношений, для живописи, музыки, этики, театра, танцев, наконец! Вот почему они никогда не пустят в школу интегрированные курсы вместо отдельных школьных предметов, вот почему никогда не откажутся от экзамена и вовсю пропагандируют тесты как наиболее эффективные измерители учебных достижений. Вот почему в учебном содержании на уровне учебных программ фактически отсутствует такой важнейший компонент социокультурного опыта, как опыт эмоционально-ценностных отношений. Учителя так и говорят: “Для актуализации личного опыта ученика, для анализа жизненных ситуаций, для рассказов о людях науки и о драматических судьбах научных открытий, для создания на уроке проблемных и нравственно-этических ситуаций, связанных с изучением данной темы, на уроке всегда не хватает времени – надо готовить к экзаменам! (Подчеркну, речь идет о предметах естественно-научного и математического циклов). Все это не нужно вузу! Нет, точнее будет сказать, что все это не нужно для успешной сдачи вступительных экзаменов. От толкового студента и порядочного, воспитанного человека ни один университет не откажется, вот только не хватает решимости признать, что удачливый абитуриент и будущий хороший студент – это не одно и то же. И что экзамены, ни выпускной, ни вступительный, в тех формах, в которых они проводятся, не позволяют отличить одно от другого, а уж тестирование – тем более!

В одной из школ решили провести диспут на весьма деликатную по нынешним временам тему “Что такое жизнь и как она возникла на Земле?”. На диспут были приглашены два бывших ученика этой школы, ставших год назад слушателями духовной семинарии. Со стороны школы выступали пятеро отличников не только по биологии, но и по ряду других предметов.

Диспут, рассчитанный на два часа, можно было считать законченным через тридцать минут. “Цвет и гордость школы” были раздавлены не столько знаниями, сколько личным отношением к обсуждаемой теме, убежденностью и безупречной логикой будущих священнослужителей. После диспута я спросил одного из проигравших отличников: “Ну а сам-то ты как относишься к биохимической гипотезе возникновения жизни, и вообще какая из обсуждаемых гипотез тебе ближе?” Его реакция была весьма показательной: “А какая мне разница!”

Отношения... Опыт отношений – важнейший компонент содержания образования... Где, как, на каком экзамене, по каким критериям можно установить степень овладения этим опытом? Нигде, никак, ни на каком. Да никто и не собирается этого делать. Школе не до воспитания, она стоит перед парадным крыльцом университета в унизительном полупоклоне. Она приглашает университетскую профессуру в школьные классы, не понимая, что большинство из них, будучи профессионалами в своем деле, – абсолютные дилетанты в педагогике. Но приходят и читают свои лекции, со снисходительной важностью рассуждают о проблемах современной школы, поучая эту школу, как следует работать, чтобы им, вузу потом было бы меньше хлопот со студентами. Можно ли представить ситуацию, когда для лечения больного приглашают человека, не имеющего медицинского образования, только потому, что он когда-то лечился в больнице? Кто пустит за штурвал самолета постороннего человека на основании того, что он часто летал на этом самолете в качестве пассажира? Как же мы перестали уважать собственную профессию, если постепенно начинаем свыкаться с мыслью, что ни знания по педагогике и психологии, ни комплекс общепедагогических и специальных умений, ни особый склад души и ума, ни просто элементарная педагогическая техника уже не являются необходимыми атрибутами профессии! Впрочем, для того чтобы подготовить школьника к выпускному и вступительному экзаменам, не обязательно быть педагогом!

Так сказать, привет от И.Гербарта, Б.Блума, Д.Толлингеровой, а также от их российских последователей В.Беспалько, П.Третьякова и многих других. Все бы ничего, да только эта прекрасная идея и выверенные теоретические положения, рожденные в определенное время, в определенных странах, в рамках определенных образовательных философий, попадая в родимую систему образования, очарованную несколько лет назад другими именами – Ш.Амонашвили, С.Соловейчика, О.Газмана, А.Маслоу, К.Роджерса, рождают сумятицу в чувствах. “Нет, мы, конечно, стоим на позициях гуманистической педагогики и психологии, но как еще оценить качество образования? Как прикажете анализировать и оценивать деятельность конкретного образовательного учреждения, если не по результатам контрольных работ, экзаменов, по количеству участников и победителей олимпиад, конкурсов и фестивалей, количеству учеников, успешно поступающих в вузы?” Не говорите, что такой показатель сегодня перестал действовать.

Действует, да еще как! “А по каким еще критериям можно оценить на аттестационной комиссии продуктивность (вот словечко-то!) деятельности учителя?” Я не шучу, такой показатель действительно существует, и таких примеров не счесть. А что существует еще и гуманитарная экспертиза процесса обучения, чиновникам или невдомек, или представляется лишней головной болью.

Лирическое отступление

А ведь несколько лет назад знаменательный Съезд учителей подарил надежду на то, что назад к гербартианству дороги не будет. Судите сами, перед вами отрывки из стенограммы выступлений делегатов:

“Не считать неспособными ребят с умными руками только потому, что им интегралы не даются, не даются теоремы!”; “...саму ориентацию школьного образования трудно признать целесообразной. Оно ведь направлено даже не на подготовку к жизни, а на поступление в высшие учебные заведения. Цель же образования должна быть другая: обеспечить полноценную, развивающую ребенка жизнь уже в школьном возрасте”; “20 процентов нервно-психических расстройств у школьников – на нашей совести...”; “Первая причина (ослабления здоровья школьников. – Авт.) – это перегрузка школьных и вузовских программ. Это наша проблема, и мы ее решим”; “Мы вплотную подошли к тому, чтобы о работе учителя судили не только по оценкам за контрольную работу, а по тому, как живется рядом с нами нашим питомцам. Спокойно ли, в хорошем смысле этого слова, радостно ли, интересно ли, научили ли мы их пониманию самого главного – ценности человеческой жизни”; “Надо помочь ребенку максимально раскрыться в его реальных способностях... проводить оценку достижений каждого не по общему образцу, а в сравнении с предшествующим уровнем его развития. Нам, товарищи, необходимо отстоять это положение на съезде, обосновать его жизненность и остро назревшую необходимость. Пусть каждый занимается сообразно уровню своих способностей и пусть чувствует себя уважаемым и счастливым”. Напомню, все это мы, делегаты съезда, услышали и провозгласили в декабре 1988 года.

Обобщения

1. Маятник образовательной стратегии, одиннадцать лет назад (Всесоюзный съезд работников образования) качнувшийся в сторону гуманистической педагогики и психологии, достиг своей верхней точки, и сегодня мы наблюдаем медленное, но верное движение назад. Причин две: примат традиционалистско-консервативной и рационалистической образовательных парадигм в образовательной стратегии и непроработанность идей и концепций гуманистической педагогики на инструментально-технологическом и, в частности, на контрольно-оценочном уровне.

2. Нижняя точка в движении этого маятника – основные закономерности и принципы дидактики, которые по своей сути не противоречат ни задачам, которые стоят перед страной в области образования в целом, ни основным целям обучения в гуманистической парадигме образования (самоактуализация, самоопределение и социализация ученика) в частности.

3. Предупреждение дальнейшего движения в сторону авторитарно-технократической педагогики (стандартизация содержания образования в ее нынешнем виде в России, педагогическое движение “Назад к основам” в США) связано с нахождением таких решений, которые позволили бы этим закономерностям и принципам “классической” дидактики быть реализованными с помощью современных средств (личностно-ориентированные технологии обучения) и гуманистической направленности мониторинга качества образования.

Конкретное предложение

1. Толковое заключение, сделанное по итогам анализа полугодовых и годовых оценок в совокупности с какой-либо творческой работой (междисциплинарный проект, реферат, учебное исследование), выбранной самим учеником и выполненной в течение последнего года обучения, дадут более полное и точное представление об уровнях обученности и обучаемости данного выпускника, нежели любой экзамен.

2. Отказ от ориентации обучения старшеклассников на золотые и серебряные медали как противоречащей основным идеям и принципам гуманистической педагогики и психологии и серьезно подрывающей физическое и психическое здоровье детей – насущная педагогическая и медико-психологическая задача. Может быть, обсудим?

P.S. Уже после того, как эта статья была подготовлена к печати, в “Учительской газете” появился проект реформирования образования в Российской Федерации до 2010 года. Первые впечатления: гуманистическая педагогика в опасности. Технократы наступают.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru