Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Образование-2025

Пять сценариев

Мы уже привыкли: настоящие прогнозы составляют ученые люди. Анализируют действительность и говорят, что с нами будет лет через десять или через сто. Прогноз – это серьезно и ответственно – никто и не сомневается. Но в глубине души нам, неспециалистам, часто и самим хотелось бы разгадать секреты будущей жизни. Особенно если время похоже на перепутье. Как нам видится школа ближайших лет? Сохранится ли в ней классно-урочная система? Будет ли обязательной для учителя программа преподавания? Не заменят ли педагогов компьютеры? В этих вопросах – наша тревога, надежда, а может быть, и мечта. Мы все равно будем думать об этом, хотя и подступает время летних отпусков.
Профессор Ульяновского педагогического университета Сергей Данилович Поляков предлагает читателям “Первого сентября” выбрать один из сценариев дальнейшего развития российской школы. Можно описать и свою версию. Попробуем?..

Повороты в отечественном образовании имеют удивительную тенденцию к 10–13-летним циклам:
1918–1921 годы – провозглашение Единой трудовой школы;
1931–1934 – решительные шаги к школе универсальной, авторитарной;
1945–1946 – введение раздельного обучения мальчиков и девочек, введение в школах логики и психологии;
1955–1958 – поворот к политехнической школе;
1966 – поворот назад, к “школе учебы”;
1975 – провозглашение всеобщего среднего образования;
1989–1992 – от проекта ВНИКа к Закону “Об образовании”;
2000 год и далее – надвигается поворот к двенадцатилетке.
Пропустим один цикл.
2025 год – какова будет картина российского образования? Сохранится ли классно-урочная система? Произойдет ли компьютеризация обучения? Какое место займет вариативность? Не исчезнет ли сама школа как образовательный институт?
Попробуем ответить на эти вопросы сценарно. Может быть, тенденции образования конца первой четверти XXI века позволят нам более пристально вглядеться и в современные образовательные проблемы.

“Консервативный”

Тенденции:
– преобладает традиционный урок;
– содержание образования – учебно-предметное, существенно не изменившееся, если не считать изменением появление нескольких новых предметов (может быть, только несколько минимизировалось в части общего, обязательного);
– вариативность: предметы по выбору, региональные и школьные компоненты есть, но как не слишком заметный довесок к общему, одинаковому. Относительная однородность образования помогает взаимопониманию и социальному взаимодействию.

Проблемы:
– по-прежнему сохраняется и даже обостряется проблема мотивации учения – следствие нарастающего разрыва между ростом разнообразия жизненных ситуаций, внешкольных образовательных возможностей и школьной традицией;
– другая линия нестыковки образования с жизнью – необеспечение школой развития у детей новых образовательных (в частности компьютерных и информационно-сетевых) умений;
– следствие этих противоречий – нарастание школьной тревожности и отчуждения учеников от школы.

“Вариативный”

Тенденции:
– вариативность (возможность выбора учебных курсов, программ, школ, учебного материала, способов и форм работы) – преобладающий стиль и способ существования образования;
– традиционный урок и обязательное учебно-предметное содержание существуют, но не как ведущая системообразующая сила.
Преобладающая форма учебных занятий – классно(группо)-урочная;
– сохраняется высокая учебная мотивация за счет дифференциации, вариативности учебного материала и большего его соответствия жизненным ориентирам школьников.

Проблемы:
– углубляющаяся дифференциация интеллектуальной сферы школьников ведет к формированию у них заметно различающихся картин мира, затрудняющих взаимопонимание и социальное взаимодействие;
– уменьшение роли класса как общности приводит к снижению шансов на защищенность, к трудностям в социальной идентификации – отнесению себя к определенным социальным группам, категориям.

“Антиклассный”

Тенденции:
– значительная индивидуализация учебного материала по трудности и формам подачи;
– стремительное количественное и качественное развитие учебного оборудования. Компьютеры – одно из заметных, но не ведущее учебное средство;
– строительство школьных зданий с новой планировкой, позволяющей гибко перестраивать школьное пространство;
– развитие информационно-библиотечных школьных центров;
– рост личностной значимости учения и образования.

Проблемы:
– развитие образования как возможности для индивидуального развития ведет к трудностям социализации, освоения навыков групповой деятельности и общения;
– неопределенность итоговых образовательных ориентиров и результатов;
– усложнение взаимоотношений школы и структур послешкольного образования.
Скорее всего реализация этого сценария возможна только на компьютерной основе. Это создает ряд особенностей развития образования, позволяющего выделить четвертый (“Компьютерный”) сценарий.

“Компьютерный”

Тенденции:
– те же, что и в предыдущем сценарии, но с акцентом на компьютерные программы и информационные сети как ведущие средства индивидуализации образования;
– уменьшение роли учителя как организатора учебной работы. Возрастание роли среднего образовательного персонала: лаборантов, ассистентов, техников;
– развитие особых “компьютерных” мотивов учения, связанных с отношением к компьютерам, компьютерным программам, компьютерному способу работы.
Проблемы:
те же, что и в предыдущем сценарии. Плюс некоторые новые, специфичные, а именно:
– рост комплекса социальных и педагогических (в частности дидактических и методических) проблем, связанных с компьютерной грамотностью;
– снижение уровня ряда традиционных учебных навыков (письма, счета);
– обострение взаимоотношений между поколениями вследствие различий картин мира: докомпьютерной и информационно-сетевой.

“Нешкольный”

Тенденции:
– выход значительной части образования не только за пределы классно-урочной системы, но и за границы школы. Образование становится не столько педагогической, сколько социальной сферой;
– социальная поддержка создания вседоступных компьютерных мест и информационных сетей. Государственная и общественная поддержка нешкольных образовательных программ и организационных форм;
– превращение школ в консультативно-аттестационные центры;
– появление новых видов образовательной мотивации, связанных с нешкольными людьми и организациями;
– рост значимости социальных, нешкольных умений (в частности умения взаимодействовать со взрослыми людьми не из сферы образования).
Проблемы:
– обострение проблемы социальной идентификации (“Если я не школьник, то кто я?”);
– фрагментарность и нецелостность складывающихся индивидуальных картин мира;
– возникновение как педагогической проблемы отношения детей к нешкольным образовательным людям, должностям, структурам;
– возникновение новых образовательных ролей: поддерживателей учащихся в образовательном процессе, консультантов, организаторов, теоретиков, методистов нешкольных образовательных процессов, систем, ситуаций.

* * *
Таковы сценарии “Образования-2025”. Но каковы же шансы на их осуществление?
Ответить на этот вопрос можно двумя способами: прояснить то, какое место они занимают в ожиданиях, прогнозах современных педагогов, и назвать те условия, при которых будет работать тот или иной сценарий.
Давайте займемся вместе таким прогнозированием. Оцените вероятность осуществления каждого из сценариев, используя следующие символические оценки:
ОВ – очень вероятно;
В – более-менее вероятно;
МВ – маловероятно;
НВ – невероятно.
Оцените и пришлите в редакцию с пометкой “Образование-2025”. Если приведенный список сценариев покажется вам явно недостаточным, назовите свой, указав соответствующие тенденции и проблемы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru