Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Смогут ли центры
досуга соперничать с криминальной улицей?

Без государственной поддержки вряд ли

В 90-х годах понятие «досуг» стало несоотносимым с образом жизни российских детей. Что считать «свободным временем» для миллионов беспризорных? Чем заняты после школы тысячи мальчишек и девчонок из неблагополучных семей: слоняются по подвалам, подвергаются насилию, бегут из дома? О каком досуге детей переселенцев и беженцев, ищущих пристанище в России, можно говорить, если большинству таких семей отказано даже в регистрации. Опасность маргинализации грозит и детям, ведущим «нормальный» образ жизни, живущим в полноценных семьях и посещающим школу.

Невольно накатывает простительная тоска по некогда всесильным пионерии и комсомолу. С их исчезновением подросткам уже не светят ни организованный досуг, ни приличный отдых. Что вообще делают после уроков наши дети? Большинству родителей не по карману тусовки в модных клубах. Что остается бедным тинейджерам? Приобщаться к наркотикам и алкоголю?

Исследование, проведенное социологами, показало: большая часть подростков свободное время проводит дома. 94 процента респондентов признались, что единственно доступное развлечение для них – это ежедневный просмотр телевизора. Общению с друзьями и чтению книг отведено гораздо меньше времени. На последнем месте – редкое посещение кинотеатров, театров и музеев.

Причины такого замкнутого образа жизни очевидны: численность кружков и секций сократилась из-за отсутствия централизованного финансирования. Цены на билеты в кино, музеи, концерты, на детские журналы и книги растут день ото дня. Система общедоступного дошкольного и внешкольного обучения наукам, искусству, спорту и ремеслу практически разрушена.

Специалисты Министерства образования РФ подобные заявления опровергают цифрами. По официальной информации, 38 процентов детей России с удовольствием занимаются в различных досуговых центрах и кружках. А количество платных детских учреждений в среднем не превышает двух процентов. Вопреки распространенному представлению Дома пионеров не исчезли бесследно. Просто они превратились в Центры детского творчества. И хотя сегодня государственная финансовая поддержка этих центров оставляет желать лучшего, скудость ее не отразилась трагически на их деятельности. Наоборот.

Специалисты отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ в один голос уверяют: качество дополнительного образования за прошедшие несколько лет улучшилось, содержание обучения тоже меняется. Современный педагог дополнительного образования – теперь не просто примитивный кружковод, который учит вязать, выжигать, выпиливать лобзиком. Он высококвалифицированный профессионал, эрудит, воспитатель, новатор с собственными творческими программами.

Всем давно ясно: важность системы дополнительного образования в доказательствах не нуждается. Любой родитель знает: лучше предоставить ребенку возможность развиваться во всех направлениях сразу, иначе вырастет бездарью.

Отдавать детей в кружки или секции в советской России начали более восьмидесяти лет назад. В 1918 году в Москве, в Сокольниках, открылось первое внешкольное детское учреждение – Станция юных любителей природы. С тех пор система только разрасталась и ширилась, пока семь лет назад ее не вздумали «перекроить». Законом РФ «Об образовании» был задан иной курс – внешкольную работу и воспитание предлагалось эволюционно видоизменить, то есть перевести в качественно новое состояние.

Хотели как лучше, получилось как всегда. По сведениям Госкомстата, с 1992 года количество домов и дворцов пионеров и школьников сократилось в стране почти в два раза. Было 2838, осталось 1450. Пять лет спустя ситуация стала совсем жалкой – на плаву удержалось лишь 896 центров досуга.

Тяжелее всего переживали экономические катастрофы спортивно-технические кружки, секции и объединения. Материально-производственная база враз ослабла, а авиамодели на одном энтузиазме не построишь. Первыми пали станции юных техников. Следующими жертвами стали юннатские учреждения, отделы краеведения, туристические базы. Еще совсем недавно каждый год более 1,5 миллиона детей отправлялись в походы и экспедиции. Теперь…

Самое популярное и массовое направление в системе дополнительного образования – художественно-эстетическое. Минобразования насчитывает сегодня 3,5 тысячи учреждений подобного рода. А Госкомстат гордо сообщает о 5896 художественно-эстетических центрах на всей территории РФ.

Прогнозы специалистов радуют: в ближайшее время число художественных школ, музыкальных и литературных обществ должно увеличиться. Активно будут создаваться и инновационные учреждения – центры народных промыслов, творческие студии. Министерство даже решило создать самый главный Центр развития системы дополнительного образования детей для разработки программ и передачи опыта другим, помельче.

Но это все мечты. Реальность сурова: практически каждый центр сегодня тихо гибнет из-за отсутствия финансирования. Единственная надежда – родители. Смогут они купить любимому ребенку краски, кисти, бумагу, глину, нитки, бисер, преподаватели с радостью займут ребят делом. Не смогут – занятия отменяются. Большинство центров живых денег не видят давно. В лучшем случае оплачивается лишь мизерная зарплата преподавателей, аренда помещений да коммунальные услуги. В худшем… Но не будем о грустном. В конце концов, не перевелись еще добрые и любящие родители, нестандартно мыслящие, гибкие и отчаянные добытчики – директора центров.

«Мы пришли к выводу, что решить все проблемы детей и молодежи собственными силами не можем», – заметила как-то заместитель министра образования Елена Чепурных. Она считает, что сейчас не нужно создавать единую детскую организацию, подобную пионерской, которая бы унифицировала все элементы воспитания молодого поколения и сохранялась бы в полном подчинении у государства. В Управлении воспитания и дополнительного образования министерства страшно рады, что, несмотря на все трудности, число детских общественных клубов, мастерских, групп и студий растет, и выражают готовность сотрудничать с ними. В перспективе.

Как это ни банально, но от того, кем станут нынешние подростки, зависит судьба страны. Ведь сегодня в России дети в возрасте 10–14 лет – вторая по величине возрастная группа после 35–40-летних. И конкурентов у них нет. Поколение помладше на 20 процентов меньше численностью. Надежда, что общественники и представители власти действительно смогут в ближайшие годы научиться работать бок о бок, слабая, но теплится.

Впрочем, ни педагогов, ни директоров учреждений дополнительного образования убеждать в необходимости сотрудничества не требуется. Равно как и в том, что одних симпатий недостаточно. От недостатка денег одинаково страдают и государственные, и общественные детские учреждения. Всем им сейчас приходится униженно изыскивать средства из внебюджетных источников.

Предложения установить льготное налогообложение для коммерческих структур и частных лиц, помогающих детским учреждениям, выдвигались многократно, причем обеими сторонами – и государственной, и некоммерческой. Но воз и ныне там. Тем не менее энтузиасты полны решимости бороться при помощи новых законов с ведомственной разобщенностью. И верят: придет день, и специалисты медицины, образования, социальной защиты и правоохранительных органов найдут в себе силы действовать совместно в интересах детей, а не устраивать побоища за одну и ту же строку в бюджете.

В столице уже есть подобная законодательная инициатива – проект «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве», внесенный депутатом Евгением Балашовым и принятый за основу в декабре 1998 года. Что в нем особенно привлекло внимание думцев? Многим. Например, льготы благотворителям, выделяющим средства на профилактику безнадзорности, запрет на использование не по назначению турбаз, молодежных и детских клубов.

Жаль только, все эти умные мысли так и остались на бумаге. Правда, некоторые регионы сейчас принимают индивидуальные программы развития дополнительного образования, но на федеральном уровне нормативно-правовые основы деятельности системы не закреплены.

Эксперты Минобразования и общественных организаций утверждают, что нас в будущем ожидает небывалый рост досугово-образовательных учреждений всех типов. Для этого, мол, есть объективные причины: значительный педагогический потенциал, энтузиазм преподавателей, потребность разнообразить детский досуг. Но… даже по самым оптимистичным расчетам, привлечь к внешкольной деятельности удастся только половину подростков. Ведь без государственной финансово-нормативной поддержки стать достаточно сильным соперником криминальной улицы им удастся не скоро, если вообще удастся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru