Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Учебников не хватает?
Тогда попробуем издать закон...

Систему учебного книгоиздания намереваются централизовать

Комитет Государственной Думы на основании информации, представленной Министерством образования и Министерством по делам печати, рассмотрел вопрос об учебном книгоиздании.

Обеспечение учащихся и студентов качественными учебниками по доступной цене – одна из основных задач министерства, заявил заместитель министра образования Виктор Болотов. Решать ее необходимо поэтапно, объединив усилия бюджетов всех уровней. Ближайшая цель – организация обеспечения бесплатной литературой социально незащищенного контингента учащихся. В настоящее время для этого, а также для уменьшения цены учебников и создания условий, в которых школы могут выбирать учебники, используются региональные программы обеспечения учебниками.

Однако средств, выделенных на региональные программы, недостаточно для того, чтобы приблизиться к нормальной ситуации с обеспечением учебниками в целом по стране. Министерство образования с сожалением отмечает, что региональные и местные управления образования сегодня не в состоянии выступать квалифицированным заказчиком учебной литературы в условиях вариативности, так как не могут эффективно анализировать рынок учебного книгоиздания. Поэтому необходимо развить профессиональную информационно-аналитическую инфраструктуру внутри управлений образования.

Каково же реальное финансирование книгоиздания в регионах? Значительная часть средств, запланированных в 1999 году на эти цели, приходилась на долю муниципальных бюджетов, степень исполняемости которых редко превышает 50%. Однако, несмотря на то, что объем средств, выделенных на учебники бюджетами регионов, снизился за год почти в два раза, литературы продано больше, чем в 1998 году, и произошло это за счет внебюджетных средств школ и родительских денег.

Обеспеченность школьными учебниками по России к началу нынешнего учебного года колебалась от 54% (Архангельская, Рязанская, Тюменская области, Республика Башкортостан) до 98% (Вологодская, Мурманская области, Хабаровский край). Однако анализ фонда школьных библиотек показал, что около 43% учебников используются свыше четырех лет, морально устарело 24% учебников, а изданной в 1999 году литературы в школах всего 33%.

Но даже и при такой значительной степени устарения учебного фонда обеспеченность учебниками в этом году в среднем по регионам составила для среднего (полного) общего образования всего 79%.

Чтобы решить проблемы, связанные с учебным книгоизданием (осуществить централизацию системы сбора предварительных заказов, создание системы распространения учебников, создание единой сети достоверной информации о выпускаемых учебниках), депутаты Комитета по образованию и науке приняли решение создать рабочую группу по разработке закона “Об учебном книгоиздании” и предложили правительству при формировании федерального бюджета на 2001 год предусмотреть не только увеличение расходов на учебное книгоиздание, но и выделение финансов на эти цели отдельной строкой, а также выделить в суммах перечисляемых в регионы трансфертов целевое финансирование издания учебников. Министерство образования, в свою очередь, намерено заняться пересмотром Федерального перечня учебников для общеобразовательной школы с целью выделить минимально необходимый перечень. Официальное решение комитета депутаты направили президенту.

Наталия ИШТРИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru