Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Ксения Иванова-Митрохина

Дело – табак

Оказывается, история борьбы с курением уходит корнями в глубокое прошлое, и похожа она то на захватывающий вестерн, то на драму, то на комедию. Но, меняя жанры и повторяя сюжеты, она продолжается до сих пор на всех континентах, и даже в эти дни в России: как раз когда статья готовилась к печати, в нашей Государственной Думе начал обсуждаться закон о борьбе с табакокурением...

Христофор Колумб был некурящим. Что не помешало ему привезти в Европу табачные листья среди прочих диковин.

Первым официально зарегистрированным курильщиком-европейцем был не он, а благородный дон и отважный путешественник Родриго де Херес. Из кубинской экспедиции 1492 года он привез первое описание прообраза сигареты: индейцы заворачивали сухие табачные листья в длинный кукурузный лист, зажигали один конец самокрутки и “пили” дым с другого конца. Дон Родриго не только последовал их примеру, но продолжал покуривать, вернувшись домой. Клубы дыма, вырывавшиеся из его рта, произвели сильное впечатление на соседей, те обратились куда следует, вмешалась святая инквизиция – и следующие семь лет дон Родриго провел в темнице. Таким образом, первые же затяжки табачного дыма выпустили джинна – начались интенсивные взаимоотношения курильщиков, некурящего большинства и общественных организаций, которые продолжаются и по сей день.

Кстати, когда дон Родриго вышел из тюрьмы, мода на курение в общественных местах уже стала в Испании повальной.

В течение второй половины XVI века табак распробовали во Франции и Англии, Испании и Португалии. Но испанцы были впереди планеты всей. В 1536 году они заложили первые плантации в Испанской Америке – на Санто-Доминго и на Кубе. Производство табака было сверхприбыльно и стремительно нарастало. В 1614 году испанский король Филипп III централизовал табачные поставки – весь американский табак должен был доставляться в Севилью и лишь оттуда расходился по дальнейшим покупателям.

Здесь же возникла в 1636 году первая в мире табачная компания “Табакалера”. Севилья стала крупнейшим центром сигароверчения, чему мы и обязаны новеллой Проспера Мериме “Кармен”. История цыганки с табачной фабрики вдохновила Ж.Бизе на оперу, в свою очередь вдохновившую Р.Щедрина на балетную ее обработку. В рисунке танца первых сцен известнейшего советского балета угадывается движение, которым девушки-работницы скручивали элитные сигары – отточенный пролет руки по бедру...

И здесь же начинается история европейских сигарет – курева изначально более демократичного. Местные бомжи собирали окурки недоступных им по цене сигар, мелко нарезали табак и заворачивали в кусочки бумаги. Это изделие называлось “папелет”. Но промышленное производство сигарет началось не здесь, а в Новом Свете...

Истинная история табачной принцессы

Когда в 1961 году отмечалось трехсотлетие выращивания табака в США, улицы украшали огромные портреты индейской принцессы Покахонтас. История, поведанная компанией У.Диснея, отличается от реальной так же, как милая рисованная рожица – от парадного портрета Покахонтас, написанного английским художником в 1617 году.

Реальная Покахонтас (в крещении Ребекка, 1595–1618 годы) не только спасла капитана Джона Смита от верной гибели от рук соплеменников (что как раз сомнительно), но и утвердила трогательную дружбу народов (на восемь лет) – без нее мир мог бы остаться без виргинского табака.

В начале XVII века испанцы прочно лидировали в колонизации Нового Света. Одной из выгоднейших статей колониального экспорта был табак, который Европа уже распробовала стараниями авантюристов и дипломатов (самый известный – француз Жан Нико, имя которого сохранилось в слове “никотин”). Англичане чудовищно отставали от конкурирующей империи – и был основан Джеймстаун. Спешно завербованные и высаженные в 1607 году на пустынный виргинский берег колонисты были совершенно не подготовлены к рутинной борьбе за выживание. Эпидемии малярии, постоянные налеты индейцев, отсутствие организации и управления, лень и интриги среди колонистов, пытки, голодные смерти, случаи каннибализма – колония могла и должна была погибнуть, не протянув и полутора десятков лет (и Соединенные Штаты сегодня говорили бы по-испански), если бы не светлый табак, Покахонтас и ее муж – селекционер Джон Рольфе. В 1612 году он вывел в Джеймстауне знаменитый сорт виргинского табака, и вымирающие колонисты получили свой шанс.

Оставались две серьезные проблемы: конфронтация с местными индейцами под предводительством вождя Поутавана (отца Покахонтас) и выход табака на мировой рынок – в Америке он не имел сбыта.

Покахонтас, дочь одной из ста жен грозного вождя, была другом бледнолицых. Капитан Джон Смит также существовал. Этот низкорослый бородач, отважный и самолюбивый искатель приключений, действительно повел в 1608 году колонистов за пределы колонии в поисках продовольствия, был пленен и спасся, договорившись с индейцами. В первом издании его мемуаров эпизод с его спасением отсутствует. Зато есть эпизод о прекрасной избавительнице – турецкой королевне, выручившей его из венгерского плена лет за десять до этого... Также не было никакого светлого будущего вместе с Покахонтас – в 1609 году, серьезно покалеченный в результате загадочного несчастного случая, он был отправлен в метрополию. Покахонтас, его партнер по переговорам, действительно помогавшая бледнолицым и бывшая частым гостем в Джеймстауне, после отъезда Смита вышла замуж за соплеменника по имени Кокоум. Его дальнейшая судьба, как и судьба возможных детей от этого брака неизвестны. В 1613 году колонисты выкрали ее, надеясь обменять у индейцев на собственных пленников. Она осталась в колонии, приняла христианство и жила в доме местного священника. И вот через год основатель табачного бизнеса Джон Рольфе с благословения губернатора женился вторым браком на дочери индейского вождя.

Этот брак носил скорее политический характер – в результате был установлен мир с индейцами, который продлился 8 лет, столь необходимых для развития производства, и окончился страшной резней, в которой Рольфе и погиб.

Английский король Джеймс заочно объявил вождя Поутавана императором Виргинии, так что Покахонтас теоретически была принцессой – принцессой Виргинской.

В 1614 году, когда Рольфе отправил в Англию пробную партию товара, король Джеймс как раз объявил ввоз табака в Англию королевской монополией и поднял табачный налог на 4000 процентов. Покахонтас действительно побывала в Англии и встречалась с королем, когда они с Рольфе поехали на переговоры в Лондон с целью добиться для виргинского табака льгот от короны.

Энергичная и хорошо владеющая английским языком, Покахонтас удостоилась аудиенции у коронованной четы и у епископа англиканской церкви. Продукция колонии получила желанное покровительство – поддержка колонии входила в интересы Великобритании, и к 1620 году виргинцы уже вывозили в Англию до 40000 фунтов табака ежегодно.

На пути домой принцесса заболела воспалением легких и умерла. Она похоронена в Англии, в церкви городка Грейвсэнд. Ей было всего около 23 лет.

Рольфе вернулся в Виргинию, женился в третий раз, активно участвовал в управлении колонией. Начался табачный бум, Джеймстаун стремительно разрастался. Первый корабль с черными рабами для плантаций пришвартовался в 1619 году именно в Джеймстауне, и началась еще одна страница американской истории.

Запреты на курение

Католическая церковь начала бороться с табаком уже в конце XV века. В 1575 году было запрещено курение в церковных зданиях. Папа Урбан VIII грозит в 1624 году отлучением от церкви за употребление нюхательного табака, что, с его точки зрения, вызывает ощущения, огорчительно близкие к сексуальному оргазму. Ватикан постоянно издавал антитабачные буллы, пока веком позже Папа Бенедикт Х (!) не закурил сам и не отозвал все запреты.

Светские власти постигла похожая участь. Так, с 1635 года табак во Франции продавался только по рецепту врача, и уже в 1637 году король Людовик XIII (монарх из “Трех мушкетеров”) пристрастился к нему и опять-таки отменил все ограничения. Кардинал Ришелье (тот самый) практично обложил курение налогом. Наполеон Бонапарт этого налога не платил, поскольку табак не курил, а нюхал – до 7 фунтов в месяц.

Греческий патриархат объявил в 1634 году, что плачевное состояние патриарха Ноя в известном библейском эпизоде было вызвано именно курением, и табак запретил, причем восточные церковные иерархи оказались в этом вопросе гораздо крепче западных – “варварское зелье” не смогло их совратить.

Варвары, впрочем, не отставали. В начале XVII века любое использование или распространение табака было запрещено в Японии, затем в Китае и в Монголии (что как раз указывает на скорость его распространения). Однако благосклонно принятые при китайском дворе отцы-иезуиты, большие ценители нюхательного табака, привили-таки свой порок и императорам, и простому люду, и все карательные меры вскоре были отменены.

В России при Алексее Михайловиче пойманному курильщику в первый раз полагалось бичевание, вырывание ноздрей и сибирская ссылка, вторично замеченному – смертная казнь.

В Турции в 1634 году за те же грехи казнили до 18 человек в день, а в 1647 году сменили гнев на милость, и поэт назвал табак наряду с безобидными, по турецким понятиям того времени кофе, вином и опиумом, одной из “четырех подушек дивана удовольствий”.

Наконец против курения восстала наука. В 1655 году в Лондоне на заседании королевского общества сэр Сэмюэл Пайпис сделал доклад, из которого явствовало, что одна капля “табачного масла” убивает кошку (явную предшественницу усопшей от никотина лошади). Однако в Европе в те же годы свирепствует чума, и многие верят в дезинфицирующие свойства табачного дыма. Реальная связь между ухудшением здоровья населения и распространением курения была доказана лишь в нашем столетии, увы, на более чем обширном материале.

Зарождением и развитием антитабачного движения (как и культурой табака, и производством сигарет) мир обязан США. Еще с XVII века то один, то другой штат постоянно вводил запреты или на курение, или на производство табака, но ограничения и запреты постоянно отменялись как ограничивающие свободу торговли. Наконец в 1830 году противники курения собрались под крылом движения за трезвость. В 1890 году выходит книга Лиды Ингалл “Наркотики” – табак проклинается там наряду с кокаином, имбирем, гашишем и лекарствами от головной боли. В 1868 году парламент США принимает билль о железных дорогах, предусматривающий вагоны для некурящих. С 1890 года 26 штатов и территорий запрещают продажу табачных изделий несовершеннолетним.

В 1899 году Люси Пейн Гастон (автор выражения “сигаретное лицо”) основывает чикагскую антисигаретную лигу, которая в 1911 году становится Всеамериканской, а в 1919-м – Всемирной. Люси Пейн Гастон никогда не курила и умерла от рака легких. Но деятельность общественных и государственных организаций, прессы и ученых существенно усложнила жизнь табачным фабрикантам во второй половине нашего столетия.

Рисунки Вики ТИМОФЕЕВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru