Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Стратегия для попечителей

Это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества

Попечителей должно быть мало

12–14 июня Институт образовательной политики “Эврика” проводит II Всероссийский семинар попечителей. Первый семинар был в феврале, собрал около сотни участников. При этом попечителей было около двадцати человек, остальные – директора школ и представители органов управления. Теперь ожидается, что общее число участников будет меньше, зато попечителей – больше. А 15 июня попечители из этого семинара станут участниками парламентских слушаний по двенадцатилетке. Страна впервые услышит мнение реальных попечителей, тех, кто до последнего времени скрывался под кодовым именем “социальный заказ”.

Кто этот заказ? Кто его слышал? Кто его знает?

15 июня – премьера института попечителей на всероссийской сцене.

Кто эти попечители? Кто их знает?

Пока – никто. Многие до сих пор не знают, что могут стать влиятельной общественной силой – попечителями.

Расскажите им об этом. И школа станет богаче.

Все у нас вопреки, а не благодаря

Несмотря на расплывчатость указа президента, абсолютную неэффективность постановления правительства по этому вопросу и мощнейшее сопротивление чиновников (прежде всего так называемых образовательных юристов, которые видят свою миссию в том, чтобы запретить возможное, а не сделать его реальным), движение попечителей все-таки зарождается. И не в том примитивно бесполезном виде, как это видели гэпэушники (сотрудники Государственного правового управления администрации президента, считавшие, что никаких попечителей школе не нужно, а нужно усилить контроль за расходованием средств), а совершенно по-другому.

Попечители могут стать влиятельной силой не только в образовании, но через образование стать первой гуманитарной общественной ассоциацией, первой гражданской властной структурой в России.

При одном условии: если их, попечителей, будет мало.

Потому что здесь закон диалектики срабатывает с точностью до наоборот: количество обязательно переходит в качество. Ухудшая его.

Ты записался в попечители?

Скоро такие плакаты появятся в офисах банков, финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций. Скоро быть попечителем в России станет таким же престижным делом, как сегодня – членом Ротари-клуба.

Директор знаменитого пансиона для мальчиков “Надежда” в Павловском под Санкт-Петербургом Сергей Гутцайт рассказывал мне о своих попечителях так:

– Это самые известные и влиятельные люди региона. Вице-премьер правительства России, руководители “Пулковских авиалиний”, ну и другие такого же масштаба люди. Они должны просто называться попечителями – собираться на ежегодный однодневный сбор где-нибудь в хорошем месте, в клубной обстановке обсуждать свои дела. Это должен быть такой клуб – элитный. При этом называется он попечительским советом школы “Надежда”. Решаются ли при этом вопросы самой школы? Конечно. Определяется круг спонсоров, к которым мы от имени попечителей можем обратиться, или рассматриваются проекты, которые могут улучшить жизнь учеников. Но все это наряду с тем, что попечители обсуждают более крупные проблемы, в том числе и судьбу российского образования, но не только. Совет попечителей может объединять элиту, но на особом – гуманитарном интересе.

Петербургский бизнесмен абсолютно прав.

Попечительский совет – это такая форма клубного объединения влиятельных людей на почве образования, на поле школы.

Прежде всего надо сказать, что попечительский совет – это не родительский комитет. И дело не в том, что там не заседают пенсионеры и домохозяйки. Дело в том, что там не обязательно родители учеников данной школы.

Недавно я обсуждал эту проблему с мэром Красноярска Петром Пимашковым. У мэра города есть круг влиятельных горожан: руководитель крупного концерна “Пикра”, банкиры, директора крупнейших заводов.

– Вот они, – говорит Петр Иванович, – и есть попечители. Они должны обладать школьной властью, а не быть золотыми рыбками на побегушках. У нас в Красноярске к осени появится круг попечителей. У них будет прямой доступ к учредителю, то есть ко мне, и мы с ними будем согласовывать и муниципальную образовательную политику, и бюджет отдельных школ, и бюджет муниципальной системы образования, и даже отдельные кадровые вопросы.

П.Пимашков понимает, что появление попечителей осложнит его мэрскую долю. Одно дело – разговаривать о бюджете образования с подчиненными, не доходя до уровня школ вообще, другое – разговаривать с независимыми гражданами – налогоплательщиками и избирателями.

– Попечители, по нашему замыслу, – это представители общества, ведущие с властью прямой диалог по вопросам образовательной политики и экономики образования. Если у школы нет достойного человека, авторитетного, влиятельного, успешного, известного, значит, у нее не будет попечителя. Ничего не поделаешь, будем заботиться о такой школе мы, власть. А школа, которая сможет найти такого горожанина, – эта школа подключит общество к улучшению своей жизни.

Схема работы попечительского совета

Мы уже писали и еще раз повторим: никакое государство не в состоянии содержать школу самостоятельно. Но понимать вложение общества в содержание школы примитивно, как сборы с родителей на охрану, учебники и косметический ремонт, – это самый плохой вариант общественного участия. И самый невыгодный. Он, во-первых, не привлечет солидную публику (кто захочет заниматься поборами?), а во-вторых, развращает школу – создает образ педагога-стяжателя. Есть другой, более цивилизованный, а главное, более эффективный способ попечительства.

Его схема такова.

1. Согласование администрации школы с попечительским советом полной образовательной программы школы и ее стоимости (бюджета школы). При этом директор и его команда должны научиться рассчитывать эту стоимость – не сколько дает централизованная бухгалтерия, а сколько реально стоят и труд педагога, и условия образовательной деятельности, и современное оборудование. Это удивительно, но почти ни один директор – опора и надежда школьной реформы – не знает полной стоимости образовательной программы своей школы. Оттого и денег нет, что не знаем, сколько надо.

2. Переговоры попечителей с учредителем (на что дал согласие мэр Красноярска П.Пимашков) о финансовом обеспечении этого школьного бюджета и таким образом реализации согласованной образовательной программы. При этом понятно, что основу этой программы составляет федеральный инвариант. И у мэра есть федеральные обязательства по нормативу, надеемся, он будет скоро принят.

Но понятно и другое: денег у муниципалитета немного, и полностью предложенный попечителями (что важно – не школьной администрацией или гороно, а свободными гражданами, налогоплательщиками и избирателями) бюджет обеспечен деньгами быть не может.

– Хорошо, – говорят попечители мэру П.Пимашкову, – давайте обсуждать, вести переговоры.

В результате стороны приходят к решению и подписывают, как положено, протокол, в котором мэр признает, что полностью оплатить образовательную программу не может – только в определенном объеме.

3. Попечители возвращаются в школу. И говорят общешкольному собранию:

– Мы согласовали с администрацией школы вот такую образовательную программу. Она стоит столько-то, учредитель дает меньше, ну что с ним делать? У нас два выхода: либо в программе что-то убирать (не покупать компьютеры, отказаться от экскурсий, не стирать занавески или закрыть школьный театр), либо покрывать дефицит своими средствами или искать спонсора-благотворителя, но как-то покрыть дефицит средств, чтобы выполнить программу. Что будем делать?

Второй урок гражданского отношения к образованию: самоопределение родителей относительно образовательной программы. При этом профессионалы-учителя будут выдвигать свои аргументы, родители – свои. И решение может быть с точки зрения профессионалов неправильным. Но таковы условия игры: либо у граждан появляется образовательное сознание, но только за счет их личного вовлечения в принятие решения, либо решение принимается узкой группой лиц, понимающих высшие педагогические цели, но тогда у граждан никакого образовательного сознания не возникает и школа остается башней из слоновой кости.

Да, уважаемый читатель, к сожалению, решения бывают либо правильные, либо демократические. Иногда совпадают, часто – нет. Были бы деньги в достатке – и не надо было бы ни от чего отказываться, а так или ищите деньги, или отказывайтесь от части образовательной программы.

Но в данном случае впервые появляется объем дополнительных относительно возможностей мэра образовательных услуг. И попечители или общее собрание решают, оплачивать эти дополнительные услуги из собственного кармана или нет.

...Хитро устроенная демократия всегда приводит к выгоде. Не в смысле прибыли или наживы, а к общечеловеческой выгоде – взаимопониманию.

Но для этого у демократии должны быть специально организованные гражданские институты, например, попечительские советы, которых на первых порах должно быть мало.

Чтобы через пять лет их стало много.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru