“Премия за судьбу” –
так сказала о премии, присужденной в
этом году Валентину Распутину, Наталия
Солженицына, председатель Фонда Александра
Солженицына
Премия Солженицына – это единственная в
России частная премия. Основав в 1974 году после
высылки из России фонд, А.Солженицын передал ему
все мировые гонорары за издание “Архипелага
ГУЛАГ”. В этом году фонд присуждает премию
третий раз. В 1998 году она была присуждена
филологу академику Владимиру Топорову. В 1999 году
– поэту Инне Лиснянской. И в этом году –
Валентину Распутину за “пронзительное
выражение поэзии и трагедии народной жизни, в
сращенности с русской природой и речью;
душевность и целомудрие в воскрешении добрых
начал”.
В “Слове”, произнесенном при вручении премии 4
мая 2000 года, А.Солженицын сказал о знаменитой
повести В.Распутина “Прощание с Матёрой”, что
это “не частный человеческий эпизод, а крупное
народное бедствие, <...> грандиозный символ
уничтожения народной жизни. И даже еще огромней:
какой-то неведомый поворот, сотрясение –
расставание и для нас всех. Распутин – из тех
прозорливцев, которому приоткрываются слои
бытия, не всем доступные и не называемые им
прямыми словами”. И далее: “Природа у него – не
цепь картин, не материал для метафор, – писатель
натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее.
Он – не описывает природу, а говорит ее голосом.
<...>
Подобно тому – и с языком. <...> Он – не ищет
слов, не подбирает их, – он льется с ними в одном
потоке. Объёмность его русского языка – редкая
средь нынешних писателей”.
Приводим текст выступления одного из
выступавших при вручении премии – известного
критика Игоря Золотусского.
В 1989 году с телевизионной группой,
делающей фильм о Гоголе, я приехал в Оптину
пустынь. Ранее разваленный и запущенный,
монастырь начинал оживать. В одной из
восстановленных церквей шла служба, другую
строили заново. Я обедал в монастырской
трапезной, ночевал в келье, так как монастырская
гостиница только отстраивалась.
Раньше в этой гостинице останавливались Гоголь и
Толстой, наезжал в Оптину и Достоевский. Чего они
искали здесь? Света духовного, совета старцев. За
оградой монастыря располагался знаменитый
оптинский скит. Здесь жили те, кто совсем
отрешился от исканий земных.
К ним и шел народ. В кабинете настоятеля
монастыря я увидел картину: толпа богомольцев у
порога кельи старца Амвросия. Старец стоит на
крыльце и благословляет народ. И в толпе – три
упомянутых выше писателя.
Институт старчества был институт святости. Его
породила мечта о Святой Руси, Руси, чистой от
позора, от дрязг, Руси идеальной.
Скит находился поблизости, и я прошел к нему по
дорожке, идущей через редкий лиственный лес.
Выщербленный каменный свод ворот встретил меня,
зиявшие пустотой окна келий, в которых раньше
жили старцы. Посреди большой поляны стояла
часовня, отданная местными властями под клуб.
“Клуб на месте святого духа?” – подумал я. И хотя
верилось, что былое возвратится, на сердце была
печаль.
Позже, встретившись с настоятелем Оптиной, я
спросил его: возродится ли скит? вернутся ли
старцы и тот дух, что покинул эти кельи много лет
назад?
И настоятель ответил мне: “Этот дух не пропал, он,
как огонь, ушел под землю и продолжает гореть. Он
не дымит, не тлеет, а именно горит и обязательно
вновь выйдет наружу. Произойдет ли это здесь, в
Оптиной, или в другом месте, я не знаю. Да это и не
имеет значения. Главное, что свет этого огня не
погас”.
Думая сейчас о Валентине Распутине и о русской
литературе, носительнице этого огня, я вижу в
рассказе настоятеля их судьбу. И пусть огня,
зажженного свыше, сейчас не видно, пусть глаза
слепят ночные светляки, свет, скрывшийся под
землей, скрылся не навсегда. Он выйдет, и выйдет в
тот день, когда мы, истомленные пребыванием в
духовной тьме, не сможем без него жить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|