Александра ЕРШОВА,
кандидат педагогических наук
В любой игре есть свои секретики
Однажды учительница литературы была на
моем уроке, где пятиклассники работали с
былинами. Гостья была поражена реакцией детей на
многие социоигровые задания и, разумеется,
решила попробовать их у себя на уроке в соседнем
классе. Наиболее пленило ее упражнение
“руки-ноги”, которое при всей своей простоте
быстро привело класс в состояние деловой
солидарности и стало камертоном всего урока.
Упражнение заключается в следующем. Один хлопок
учителя – команда рукам (руки поднять или, если
они до этого были подняты, опустить). Два хлопка –
команда ногам (то есть встать или, если звучат два
хлопка, а исполнители уже стоят, сесть). Меняя
последовательность и темп хлопков (который
всегда высок, иначе азарт исчезает и получается
сонное царство), учитель пытается сбить детей с
толку, тренируя их собранность.
В подростковой аудитории хлопки-сигналы следуют
друг за другом почти с пулеметной скоростью.
Хлопок – все поднимают руки. Еще хлопок – руки
опускают. Одиночный хлопок повторяется – руки
опять поднимают. Вслед звучат два хлопка –
некоторые по привычке опускают руки, вместо того
чтобы встать. Слаженность нарушается. Говорить
ничего не надо – и так всем все видно: кто сидит,
кто стоит, кто ошибся, кто нет. Возникает смех.
Смеются в первую очередь те, кто сидит с
опущенными руками, и те, кто стоит, но тоже с
опущенными руками (а ведь команды рукам не было,
они должны быть по-прежнему подняты). Не учитель,
а сами участники поймали себя на ошибке. Они
чувствуют, что ошибка – это плохо, но то, что они
сами это обнаружили, – хорошо. Отсюда радостное
настроение. Да неужели я не смогу такую ерунду
делать без ошибок? – про себя решают ученики и
мобилизуются. Учитель же, меняя
последовательность хлопков и их темп, пытается
опять сбить учеников с толку.
Вернемся к учительнице, которая, оценив все
достоинства упражнения, попыталась повторить
его на уроке в соседнем классе. На следующий день
она со смехом и недоумением рассказывала: “Я
сказала им: один хлопок – команда рукам, два –
ногам. И хлопнула один раз – они подняли руки; два
раза – они встали с поднятыми руками. Тут я
подумала: а как же их посадить? И тогда хлопнула
три раза – они послушно сели и опустили руки. У
меня руки тоже опустились.
Как же так? Только что я видела, как соседний
класс с азартом выполнял это упражнение, а у меня
в классе ничего не получается. Может быть, дети
слишком пассивные?”
Дети, конечно же, здесь ни при чем. Учительница,
увлекшись простотой (подняли руки – опустили и
т.д.), невнимательно отнеслась к условию (один
хлопок – руки подняли или опустили и т.д.). В
условии же этом скрывается трудность, которая
позволяет игре стать игрой. Секретик оказался
несхваченным, а упражнение перестало быть
игровым. Ну что ж, бывает! На ошибках учатся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|