Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2000

Третья тетрадь. Детный мир

“Мы – первые, которых не убьют...”

Страницы из детского дневника Валентина Берестова

Утро 9 мая 1945 года Валентин Берестов встретил стихами, как и полагается 15-летнему поэту. Эти стихи можно сейчас прочитать в недавно вышедшем двухтомнике. Но дневниковые записи о Дне Победы Валентин Дмитриевич в это издание
отчего-то не включил. Опубликовал их только в одной газете пять лет назад, не придавая, наверное, никакого значения этим записям. А в них – лучезарный воздух того дня, переданный с истинно берестовской добротой и талантом и с тем семейным, домашним чувством к Родине, которое ныне, увы, нами во многом утрачено.
Сегодня мы возвращаемся к той публикации, отдавая дань памяти светлому поэту и человеку. Незадолго до того как Валя Берестов сделал в дневнике эти записи, он вернулся в Москву из ташкентской эвакуации. Ехал один через всю страну, в полную неизвестность, не имея за пазухой ничего, кроме тетрадки со стихами и рекомендательной записки от Надежды Мандельштам.
Валю определили в интернат при школе в Горках. Он мечтал стать археологом и, главное, чтобы отец живым вернулся с фронта. И он вернулся!

Просыпаюсь в четвертом часу от телефонного разговора: “Да, да, и вас также... А мы кричали ура, костер зажгли и прыгали через костер!”
Бегу на Красную площадь. Светает. Вывешивают флаги. Горят все три огня светофоров. Женщина стоит на трамвайном пути, радуется: “Ишь ты! Все улыбаются! И этот тоже улыбается!”

* * *

Три окна в Кремле освещены, и в них какие-то люди, приникшие к стеклам. Их приветствуют, кидают вверх шапки, кричат: “Ура Сталину!”, вверх летит женский туфель.
Все соединяются, берутся за руки, и кажется, что вся площадь от Исторического музея до Василия Блаженного пустеет. Образовали огромный круг. Посередине мальчишка, который старается быть смешным. Вместо плясок просто всей цепью бегут по площади. Цепь рвется, новые цепи переплетаются, сливаются, одна проходит через другую. Пляшут только русского. Кто-то предлагает лезгинку. Оставляют без внимания...
Парень со счастливейшим выражением лица машет руками, как птица, и совершенно потерялся в собственном танце.
Бабка на корточках. У нее на коленях мальчишка с баяном. Баян пыльный, с красными ленточками. Сам мальчишка худой, маленький, заспанный, в выцветшей фуфайке и ватных штанишках, непрерывно играет.
Пляшет пожилая женщина с раскрасневшимися щеками, может, домработница. У нее в руках бидон. Она бьет кулаком в бидон, а ноги ее выводят что-то совершенно независимое от рук. Она роняет крышку. Крышку поднимают. Она начинает стучать этой крышкой о бидон.
Выходя с Красной площади, девушки плясали и пели:

Выгоняла я корову на росу,
Повстречался мне медведь во лесу.

По краям шли два парня с гитарами. На гитарах лопнули струны, и парни, не замечая этого, били руками по дереву.
Поливают улицу. “Полей нас!” – кричит девушка. Струя направляется в толпу. Подпрыгивают, кричат: “Меня больше всех окатили! Ура!” – “Мне управдом говорит: Вам больше всего везет: на май поливали, на Пасху и теперь вот поливают! Значит, победа наша!”
Состояние, в котором люди находятся на Красной площади, называется “вольной демонстрацией”. Люди тихой очередью идут за трибунами, глядя на Кремлевскую стену и заповедные цветники и газоны возле нее. Милиционеры сдерживают остальных: “Товарищи, не надо. Ведь они прошли стихийно!” – “И мы хотим стихийно!”
Только потом догадались, что не надо наводить порядок. Торжество шло как-то по-деревенски. Целомудренно, непосредственно, не было пьянства, скандалов, хулиганства. Люди были созерцательны, и незнакомые стеснялись поздравить друг друга с победой...

* * *

Сажусь в троллейбус, чтобы отдохнуть. Смотрю в окна. По всей улице Горького вместо приевшихся усиков Гитлера плакаты: рука, держащая авторучку, синим по белому пишет “Гитлеру капут!”.
Автомобильная катастрофа. Глядят на развороченный автомобиль и шепчут: “Значит, и такое бывает”.
Стройный татарин, лейтенант, объявил на весь вагон: “По случаю Победы ищу жену с коровой!”
Химки. Железнодорожная больница, у ворот которой сидят люди в халатах и смотрят на выходящих из троллейбуса. Радио. Канал. (Не думал, что он такой маленький.) Шлюзы закрыты. Ветер. Сосны. Человек весело бежит за плугом по мягкой коричневой земле.

* * *

Опять на площади. Теперь народ везде. Идут с флагами и искусственными цветами. Многие просто гуляют с детьми. Когда устают, садятся на трибуны, проходят раненые в коричневых халатах. У Спасской башни толпа. Третий час ждут Рокоссовского. “Пойдем, Натка, что мы как маленькие”. – “Погоди, вон еще машина”. У Исторического музея прилаживают огромный синий портрет Сталина. Перед Охотным рядом, загородив проход с улицы Горького, играют в волейбол.
Бегут к американскому посольству. Парень дразнит: “Скорее, скорее, там омлет выдают!” (Это чекист в штатском. – В.Б., 1995.) Все окна открыты, на всех балконах люди. Вижу, среди русских мальчишек три американские девушки и краснолицый майор поют “Широка страна моя родная”. Им аплодируют.

* * *

Замоскворецкий мост. Девушка в военной форме несет в авоське вино. Вино льется. Девушка не оборачивается. Ступени пахнут вином. Мальчишки кричат: “Такое тоже бывает!”
Люди стоят и смотрят на чаек. Проходит пароход, белый, бесшумный, мирный. На палубе дым, ведра, бочки, штаны какие-то сушатся.
У Манежа автобусы, в них одетые в русские костюмы артистки спасаются от холода. Разбросаны пульты, смычки, футляры. Луч прожектора бродит по лицам людей.
По Красной площади еще идут автомобили, они движутся вместе с толпой.
На Ленинские горы. По радио уже позывные. Сильнейший ветер. Уже передают приказ. Толпы машин и троллейбусов. Выходим из машины. Необычайно свежий и яростный ветер. Синий лес прожекторов, а вверху зыбкое световое пятно. Сквозь деревья огни Москвы. Огромная, гудящая туча огней, теплая, растущая, поднимается над городом. Ветер словно от разрывов снарядов и от свежей зелени. Вспомнилось о погибших. Кончилось. Стало грустно, может, оттого, что это последний салют.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru