Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

“Все радовались, бросали вверх шапки
и кричали, как грачи...”

Представим, что на календаре 12 апреля 1961 года, просто среда

Сохранились и киноленты, и репортажи в старых подшивках. Из них складывается замечательная картина того дня. Но при этом она выдержана в одной, несколько бравурной, официальной интонации. Будто бы на все происходящее смотрел один человек.
А ведь этот день был особенно удивителен тем, что запомнился на всю жизнь очень многим людям. Запомнился такими деталями, о которых не писали газеты. Не потому, что в этих деталях было что-то запретное, а просто они составляли частную, никому не известную жизнь.
Нам надо вовремя расспрашивать друг друга. Можно спорить об исторической ценности таких воспоминаний, но разве это главное? Психологи говорят: ничто так не скрепляет семью, как общие воспоминания. Быть может, это утверждение справедливо и для целого народа?..
Итак, представим, что на календаре 12 апреля 1961 года, просто среда. Юрия Гагарина и Германа Титова разбудили в 5.30 утра. Вскоре они уже ехали в бело-голубом автобусе к стартовой площадке. Доклад председателю Государственной комиссии. Прощание. Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий обернулся к группе космонавтов и крикнул:
– Ребята, один за всех и все за одного!
В 9.07 корабль “Восток” стартовал. Наша страна еще ни о чем не знает. Левитан зачитает сообщение ТАСС только через пятьдесят минут после старта. А пока – обычное апрельское утро...

“Мне тогда было всего 16 лет, училась я в с.Леуши Кондинского района в 8 классе. Жили мы в интернате, ведь по национальности я – манси. А русские ребята жили на Опорном, так называлось местечко близ п. Лиственичный. Там же располагался наш школьный колхоз “Юность”.
Мы работали на поле своего колхоза, когда по радио передали очень волнующую новость – человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин! Гордости и восторгу не было предела. Мы так были рады этому сообщению, что кидали вверх кепки и крепко обнимали друг друга. И еще я помню, что в этот день на виду у всех меня обнял и впервые поцеловал в щеку юноша, которого я любила крепко-крепко. Любовь у нас запрещалась, преследовалась и наказывалась. Но Гена, так звали моего паренька, не испугался оговора, а сделал меня самой счастливой на земле.
А потом мы пошли в кино, и мне казалось, что мой любимый человек так похож на того, который вернулся из космоса”.

Джульетта Морозова
п. Ягодный, Ханты-Мансийский округ



“...Нам, учащимся восьмых классов поселка Большое Мурашкино, вручали комсомольские билеты. Мы стояли группками возле здания райкома и зубрили устав, волновались. И вот в это время кто-то сообщил нам, что по радио объявили о полете Гагарина. Все волнения об уставе моментально улетучились. Когда меня вызвали, только спросили весело, какое событие свершилось сегодня... После получения комсомольских билетов мы побежали на почту отправлять телеграмму Юрию Гагарину. Стоя у окошка, составляли текст и считали деньги, у кого сколько было. Конечно, на первоначальный текст не хватило, и мы отправили довольно краткую телеграмму.
А какая была погода! День был настолько теплый, что все ходили без пальто, а мы, девчонки, все были в школьных платьицах и в белых фартуках.
Когда я вернулась домой, меня ждала еще одна радость – покупка шифоньера. Его уже привезли на лошади, и мы с мамой стали думать, куда бы его поставить. Места было много, ведь, кроме кровати, стола и пары стульев, ничего не было у нас.
В общем, к вечеру я не могла еще успокоиться от всего, что произошло в этот день. Мне надо было что-то сделать необычное, чего я никогда не делала. И я придумала стихотворение “Товарищ Гагарин, ты слышишь нас?..”.
Это было мое первое и последнее стихотворение...”

Галина Ивановна Лисовская
г. Минск



“...В Алма-Ате был теплый солнечный день. Мы с мамой дома. Я собираюсь в школу, занятия начинались во вторую смену. Около часа дня радио передало позывные. Мы замерли. Голос Левитана прочел сообщение ТАСС. Мама разволновалась. Она сказала: “Наташа, это же прорыв! Мы ожидали такого лет через десять!” Соседи по квартире куда-то ушли, а так хотелось с кем-то поделиться! Я выглянула в окно. Во дворе стоял наш сосед, известный композитор. Он о чем-то беседовал со своим знакомым. Мама закричала в форточку: “Евгений Григорьевич! Наш человек в космосе!” Оба солидных мужчины крикнули “Ура!” и помахали в воздухе снятыми шляпами...”

Наталья Георгиевна Суслова
г. Орел


“...В 14 часов я закончил школьный урок географии, закрыл кабинет и отправился домой. И вот слышу по радио: “Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..” Чувствую – по телу пробежали мурашки. О чем речь? ТАСС сообщает о возвращении человека из первого космического полета!.. Мне пришлось в 1943 году освобождать Смоленщину от фашистских захватчиков, в том числе город Гжатск, ныне Гагарин. Знать бы тогда, что девятилетний Юра Гагарин станет космонавтом, – навестил бы парня... В тот же день в школе был митинг, а вечером перед киносеансом учителя рассказывали односельчанам о важном вкладе научного разума советских ученых...”

Николай Григорьевич Морозов
с.Суд-Николаевка, Подгоренский район, Воронежская область


“...Мне десять лет. Дома только я и ангина. В очередной раз за эту весну лежу с больным горлом и температурой. Включился радиоприемник: “Внимание! Внимание! Сегодня, 12 апреля 1961 года, в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля с человеком на борту! Им стал...”
Стрижом слетела с кровати! Прыгаю по комнате. В теле легкость необыкновенная: ангина пропала. Дома никого – мечусь от окна к дверям: хоть бы папка скорей пришел на обед, а я ему... Махом проглотила кисловатый морс и опять – к окну. К дверям: “Ну хоть бы он не знал! Ну хоть бы не знал! А я ему первая! Вот будет рад!..” Летаю по комнате. “Внимание! Внимание!” – опять говорит радио. Застыла. Прослушала снова... Когда отец зашел в комнату, я бросилась ему навстречу, мешала раздеваться, теребила за рукав: “Ты ничего не слышал? Правда-правда? Ну точно ни-че-го не знаешь? Радио не слушал? Вот здорово! Наш человек в космос полетел! Представляешь?! Летчик! Летчик-космонавт!..”
Отец то ли и правда не знал, то ли просто подыграл мне, но очень обрадовался. Смеялся вместе со мной...
Вечером пришли девчонки из класса и рассказали о том, что было в школе. Директор объявил новость на линейке, и вся линейка прыгала и кричала “Ура!”. В нашей школе обнаружился свой Гагарин, Вовка. Девчонки бегали на него смотреть, влюблялись, замечали в его улыбке что-то гагаринское! Смешные девчонки...
А ровно через два месяца после этого дня отец внезапно умер. У него было больное сердце. И этот день тоже стоит в памяти, он был тихий и ясный...”

Т.В.Журавлева
г. Дивногорск, Красноярский край



“…На улицах ликовал Минск. Было состояние абсолютной радости. Если определять величие какого-то события по числу людей, испытавших радость, то, я думаю, 12 апреля 1961 года было самым великим днем ХХ века.
Когда позднее я пыталась соотнести силу тех ощущений с газетными и телевизионными клише, то приходила к выводу: тот всплеск эмоций не соответствовал объяснениям наших журналистов и политиков! Эти эмоции выходили за границы предлагаемых объяснений.
Восхищение технической мощью не могло вызвать всеобщий восторг, ведь “холодная война” была в полном разгаре, и научные достижения нагоняли уже больше страха, чем надежд на благо…
Чему же мы так доверчиво радовались? Юрий Гагарин первый увидел из космоса Землю и восхитился ею. И мы ему поверили. Сто восемь минут полета Гагарина дали возможность увидеть и восхититься лучшим в себе. В тот незабываемый день мы были действительно людьми…”

Нелли Геворкян
г. Краснодар


“...Отпросилась с работы на один день и поехала в Москву встречать первого космонавта. Посчастливилось быть на Красной площади в тот прекрасный весенний день. Помню, когда мы присоединились к одной из колонн, кто-то недовольно проворчал – что, мол, чужие пристраиваются, но его тут же пристыдили: “Сегодня можно. Сегодня все свои!..”

Галина Савкина, учитель истории
г. Орел



“...Мы с дядей укладывали дрова в сарае, вдруг открылись окна в нашем трехэтажном доме и заговорили на всю громкость радиоприемники. Человек в космосе! Все притихли, бросили свои дела и слушали...”

Гульнер Абдулловна Асадуллина
г. Казань



“...Мне было уже десять лет. У нас было большое радио, стояло оно в переднем углу. Мама была на улице, а я забежала домой и услышала о важном сообщении. Я закричала на улицу, что наш Гагарин полетел. Радио еще было не у всех, а о телевизоре не мечтали. Сбежались ребята из школы, она у нас за стенкой была. Мы все кричали, что в космос полетел наш, наш, наш человек...”

В.Н.Небесная
г. Зеленогорск, Красноярский край



“...Помню, было тепло и солнечно. Я – семиклассница 54-й средней школы Ленинграда. Когда мальчишки ворвались в класс с криком: “Наш космонавт в космосе!” – мы сначала не поверили, стали спрашивать, откуда узнали и кто полетел. А потом!.. Уроки были похожи на те, последние, перед летними каникулами. Никто не получал двоек, всем не терпелось скорее вырваться на улицу, увидеть лица знакомых и незнакомых. Все ли уже знают?! Знали все, и все улыбались. Смеялись, ловили каждое сообщение по радио и телевидению. А вечером, встретившись с ребятами, мы отправились к Неве, на стрелку Васильевского острова. Там толпилась молодежь. Студенты водрузили лозунги и плакаты: “Даешь космос!”, “Слава Гагарину!”, “Ура! Мы первые!”. Жгли факелы, пели песни, играла музыка, все было в движении!..
Через десять лет у нас родился первый сын. Муж служил в Балтийске и в это время был в море. Он прислал телеграмму: “Назови как хочешь, но от гагаринской улыбки светлее было б на земле”. Наверное, вместе с именем Юрий наш сын получил в наследство и улыбку, умение смеяться всем бедам назло, а еще жажду узнать Землю. Нет, летать он не смог. Попал в аварию. Лишился ноги, стал инвалидом. Но... за год стал говорить по-английски, сам сделал радиостанцию, нашел друзей в разных странах и теперь встречается с ними в эфире. А еще полюбил цветы, вся квартира утопает в зелени. Он сам сажает и ухаживает за своими “маленькими”. У него растет дочь Инга. Жизнь продолжается...”

Людмила Васильевна Скресь
п. Василишки, Гродненская область, Беларусь



“В апреле шестьдесят первого – мне тридцать лет, я сельская учительница. В школе – веселое возбуждение. В календаре погоды, который вели дети, в графе “Особые приметы”, записали: “Человек слетал в космос...”

Зоя Андреевна Ромашко
пос. Высокий Мыс, Тюменская область



“...Мне было двенадцать лет. Сообщение о полете Гагарина застало нас в школе. Солнечный день, в разгаре ручьи, снег повсюду таял. Нас повели в клуб, там по радио Ю.Левитан начал делать сообщение, я – в восторге. Для усиления звука к радио подключили какой-то двигатель. Помню, как мы обратно возвращались через дорогу в школу и мне казалось, что даже воздух, которым мы дышим, стал другим, космическим. Наша учительница Зинаида Дмитриевна Пронькина, только что приехавшая из Смоленска по распределению, говорила: “Давайте посмотрим в небо, может быть, увидим первого космонавта”.
Мы и до сих пор с моей младшей дочерью Леной выходим вечерами с биноклем наблюдать межзвездное пространство. И когда она первой увидит летящую звездочку, говорит мне с восторгом: “Папа, гляди, там спутник”...”

Алексей Михайлович Юрченко
г. Стерлитамак


“...Жили мы в поселке Верх-Чемской Тогучинского района Новосибирской области. Школа от нас – в трех километрах, в селе Дергоусово. Глухая деревня, люди в ней как дети – добрые и честные. Там мы жили в интернате дружно и весело. И я помню отчетливо, как мы бежали со школы в интернат где-то в двенадцать или в час дня. В интернате нас ждал обед – наваристый пшенный суп и картошка мятая с молоком. Еще было много снега, солнце светило так, что невозможно было смотреть на снег. Прибежав в интернат и усевшись за огромный стол, мы ждали обеда, но нас спешно позвали в школу. Сказали: экстренное сообщение. Собрали на линейку и объявили: наш советский человек на космическом корабле “Восток” облетел вокруг Земли. Ликованию не было предела! Все радовались, бросали вверх шапки и кричали, как грачи.
Когда наступил вечер, мы не могли дождаться темноты. А когда дождались, весь интернат, человек двести, высыпал на улицу, вглядываясь в черное небо. Звезды в эту ночь казались ближе, ярче и крупнее. И учиться мы как-то разом все вместе стали лучше. А потом все лето пели песни про геологов, космос и про то, что на Марсе будут яблони цвести...”

Людмила Ивановна Бочарова
г. Новосибирск

Письма подготовил
Дмитрий ШЕВАРОВ

Мы будем рады, если и вы напишете нам о том, каким вам запомнилось 12 апреля 1961-го. На будущий год, когда исполнится 40 лет со дня полета Гагарина, мы снова отдадим “Домашний архив” вашим письмам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru