Универсальный рецепт яичницы по-бургундски
Чтобы чему-либо научиться, необходимы добрая
воля и желание, а если этих условий нет, никакие
“надо” и “должен” не помогут
Ну почему дети мечтают поскорее вырасти? Может,
им кажется, что тогда наступит та долгожданная
пора, когда можно будет наконец делать только то,
что хочется, а чего не хочется – не делать? И не
оттого ли, что мы так неумелы, детство им кажется
временем скучным, полным однообразного труда и
бессмысленных обязанностей?
– Ну кто же так режет лук, милочка?! –
восклицала она всякий раз, когда видела у меня в
руках луковицу. И, достав из ящика новую – так как
моя, по ее мнению, была непоправимо испорчена, –
опять все начинала сначала.
Ни за что нельзя, говорила она, отрезать у
луковицы хвостик, потому что тогда ее очень
неудобно шинковать. И хотя умом я это понимала,
всякий раз упрямо отрезала именно хвостик. И
опять наука не шла впрок, а в ушах вечно звучало
недовольное “милочка” и дурацкое “шинковать”.
Вот, собственно, и вся история – ничего
особенного. Но двадцать лет прошло с тех пор, а я
всякий раз, собираясь чистить лук, с вызовом
отрезаю хвост, будто говоря: “А мне так
нравится!” И есть в этом что-то очень важное,
касающееся учебы вообще и взаимоотношений с
детьми в частности.
Обычно взрослый, имея дело с ребенком,
рассуждает так: он маленький, ничего не умеет,
сейчас я его научу, что в общем-то верно и логично.
Ошибочными чаще всего оказываются именно
способы достижения этой благой цели. Ведь
ребенок скорее всего заупрямится, начнет
спорить, так что многим сразу захочется
применить силу и заставить его следовать
родительскому совету. Сколько благих намерений
разбито на этом пути, сколько отношений
испорчено столь нелепо! Взаимными обидами,
бесчисленными обвинениями, навязчивыми и
неизбывными, или абсолютным безразличием друг к
другу вымощен этот безрадостный путь. А
опасность свернуть на него есть всегда,
независимо от того, сколько нашим детям – месяц,
год, девять или тридцать четыре. И не важно, чему
мы в этот момент пытаемся их учить: застегивать
пуговицу, клеить картонную коробку, мыть редиску,
читать Пушкина, уважать бабушку или решать
тригонометрические уравнения.
Для того чтобы чему-то научиться, необходимы
добрая воля и желание. А если нет этих
универсальных условий, то никакие “надо” и
“должен” скорее всего не помогут.
Но как же тогда их учить, если не заставлять?
Вряд ли есть точный ответ на этот вопрос. И не
потому, что его нет вообще, а потому, что одного
учит одно, другого – другое, третий научится сам,
а четвертому поможет случай.
Как-то в далеком городе Уренгое на тесной
коммунальной кухне редакционного общежития, где
все короткое северное лето жильцы друг с другом
не разговаривали по причине глупой ссоры и
неохоты мириться первыми, я раза два приготовила
яичницу по-бургундски, рецепт которой вычитала в
английской пьесе. Из куска черного хлеба
аккуратно вырезала квадратную серединку, вылила
туда яйцо и обжарила с двух сторон. А когда год
спустя опять оказалась в том же самом общежитии,
где сменились все без исключения обитатели,
увидела, что они частенько жарили себе на завтрак
яичницу по-бургундски. Вероятно, это и есть тот
самый случай, который часто учит детей тому, чему
не удается научить их сознательно. И сколько,
оказывается, умений приходит к нам вот так,
невзначай, благодаря счастливому стечению
обстоятельств, когда мы думать-то не думали
учиться, а потом вдруг умеем – и все тут.
А взрослым почему-то всегда очень хочется знать
результат: умеет ли уже ребенок или еще нет и
когда научится. Из этого спешат делать выводы и
строить далеко идущие предположения о его
характере, способностях и будущем. И даже не
догадываются о том, что он давно все знает, только
вот возможности продемонстрировать умение никак
не представляется. Или не хочет показывать,
стесняется – мало ли что. И опять главным
оказывается не то, что ребенок умеет или не умеет,
а то, как мы к этому относимся: готовы ли ждать,
верить в лучшее и быть доброжелателями, а не
строгими критиками. Видимо, ему больше всего
нужны изобретательность и терпение взрослого,
потихоньку делающего свое дело. Потому что несть
числа грустным историям о том, как у мамы, умницы
и рукодельницы, дочь не умеет нитку вдеть в
иголку, у отца – мастера на все руки – сын ленив
по убеждению. Вряд ли родители не учили своих
детей тому, что умеют сами; скорее всего учили изо
всех сил, да так и не научили. Не сумели, а винят в
том детей.
Наши резкие суждения и даже самая заслуженная
критика таят для ребенка еще и опасность
формирования бессознательных комплексов, когда
он в самом начале какого-то нового дела будет
автоматически решать, что оно ему не под силу, и
отказываться от самой возможности учиться и
пробовать, боясь неудачи, собственной
неловкости, провала, насмешки одноклассников,
родительской критики.
И нужны всякий раз уловки, игра, чтобы
заинтриговать, увлечь ребенка, дойти вместе с ним
до того самого места, когда уже нет пути назад, а
только вперед. И уже почему-то не страшно идти
одному.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|