Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Про мальчика с таксиком. Печальное

Красовский В.Е., Леденев А.В.
Литература. –
М.: Слово, АСТ, 1999

Эта книга очень хорошая. Толку от нее будет мало. Такой парадокс приходит в голову, когда знакомишься с новым томом “Литература” из серии “Справочник абитуриента”.

Противоречивое впечатление возникает сразу. На обложке довольно легкомысленная картинка: пока облаченный в джинсы и футболку абитуриент ищет нужную книгу на полке, его симпатичный таксик то ли читает, то ли обнюхивает один из учебников. Однако настроиться на легкий тон мешает объем пособия – более семисот страниц. Впрочем, у авторов не было выбора. Вся русская литература от Грибоедова и Пушкина до Шукшина и Солженицына даже в самом кратком описании не поместилась бы под обложкой тоненькой брошюры. А здесь есть еще и “Словарь литературоведческих терминов”, причем значительно более подробный, чем те, что обычно издаются для школьников.

Авторы справочника В.Е.Красовский и А.В.Леденев попытались решить сложнейшую задачу. Они адресовали книгу абитуриентам, то есть людям, настроенным сугубо прагматически (как можно быстрее, затрачивая как можно меньше усилий, выучить как можно больше!). В то же время они отказались от заведомой второсортности бесчисленных экзаменационных пособий, в которых обычно повторяется набор литературоведческих штампов и дается кратчайший перечень самых знаменитых произведений с беглым и потому очень глупым изложением сюжета.

В книге “Литература” из серии “Справочник абитуриента” разговор ведется серьезно и вдумчиво. Каждый писатель из числа фигурирующих во вступительных списках литературы представлен неспешно и основательно. Указано, какие тексты надо читать обязательно, а какие желательно (отбор произведен квалифицированно и деликатно). В конце каждой главы дан список литературы, достаточно полный, несмотря на вполне объяснимую краткость. Биографии писателей изложены без лишних подробностей, но отнюдь не схематично и органично соединены с анализом творчества. Художественные тексты рассматриваются внимательно и нешаблонно. Авторам удалось добиться почти невозможного: они не пропускают ничего, что входит в обязательный минимум знаний абитуриента, но при этом их рассказ о литературе не сводится к набору общих мест (“Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни”, “Печорин – лишний человек”, “В “Мертвых душах” много лирических отступлений”...).

Напротив, эту книгу, вроде бы не рассчитанную на специалистов, мне, взрослому человеку, филологу, по-настоящему интересно читать. Радостно видеть, что старшеклассникам предлагаются различные точки зрения, и замечать живое, неказенное звучание авторского голоса: “Хотя Чацкий отвергает общепринятые представления о морали и общественном долге, едва ли можно считать его революционером, радикалом или даже декабристом: в высказываниях Чацкого нет ничего революционного. Чацкий – просвещенный человек, предлагающий обществу вернуться к простым и ясным жизненным идеалам...” (с. 96); “Обвинения в тенденциозности противоречили спокойному, объективному авторскому тону в изображении Базарова. “Отцы и дети” – тургеневская “дуэль” с нигилизмом и нигилистами, но все требования дуэльного “кодекса чести” автором соблюдены: он отнесся к противнику с уважением, “убив” его в честном бою” (с. 250). Удивительно точно и здраво! Такой подход к предмету вовсе не мешает школьнику разобраться в социально-политическом содержании комедии Грибоедова и романа Тургенева, но не позволяет извлекать из художественного текста то, чего там нет. А ведь это умение по сей день кажется многим абитуриентам самым важным для удачной сдачи вступительного экзамена по литературе!

Справочник не просто исключительно информативен. Он учит юных читателей уважительному отношению к литературе, грамотному разговору о ней. Так почему же мне кажется, что пользу он принесет до обидного небольшую? Дело в том, что адресат этой книги не просто абитуриент, а очень умный, интеллектуально развитый, начитанный, эрудированный абитуриент, к тому же поступающий на филологический факультет. Да, такому пособие может пригодиться. Хотя, с другой стороны, как раз ему-то и не очень нужны подобные книги: он уже самостоятельно читает критику; анализировать классическую литературу ему помогают Соловьев и Мережковский, Тынянов и Бахтин, Эйдельман и Лотман.

Что же касается среднестатистического абитуриента (а он и есть массовый потребитель такого рода справочных изданий), то он, может быть, и рад был бы оценить эту книгу, да просто не сможет. Потому что почти ничего в ней не поймет и мучительно заскучает. “Противоречия импровизационного повествования и композиционная симметрия глав... принципы, близкие к технике литературного монтажа, не исключают, а дополняют друг друга” (с. 53); “В высоком лирическом пафосе автора... выразилась одна из основных жанровых тенденций поэмы – эпическая...” (с. 220); “Замечательно, что при чувственной насыщенности, “фактурности” описаний любая их подробность полновесно обеспечена точным авторским знанием...” (с. 425).

Приведенные здесь немногочисленные, но типичные примеры вовсе не свидетельствуют о том, что справочник написан плохим языком. Напротив, авторская речь грамотна, точна и нередко выразительна. Но к кому она обращена? Хотелось, очень хотелось бы думать, что нынешние старшеклассники и выпускники все как один в курсе “техники литературного монтажа” и способны порассуждать о жанровых тенденциях, лирическом пафосе, а также о “чувственной насыщенности” описаний. Но ведь это не так! Сегодняшние абитуриенты – это дети “экранного поколения”, потребители видиеоклипов и компьютерных игр, благодарные читатели всех шедевров мировой литературы в кратком изложении. Нет, я не спорю с тем, что до них необходимо пробовать достучаться, докричаться, с ними обязательно надо вступать в диалог. Но вот только удачно ли выбраны время и место? Незадолго до экзамена мало кто начинает новую жизнь...

Думается, книга попала не под ту обложку, которая ей по-настоящему подходит. Никакой это не “Справочник абитуриента”. Мальчик в джинсах и футболке может слезать со стремянки, забирать своего таксика и идти торопливо пролистывать перед экзаменом другие пособия – поменьше и попроще. А на этой обложке должно бы значиться: “Русская литература XIX–XX веков. Пособие для старшеклассников”. И пусть им пользуются те, кто изучает литературу не с единственной целью прорваться через вступительный экзамен. Ведь нужны же, в конце концов, умные книги для умных!

Евгения БАСОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru