Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Теорема арифметической совести

Про ум, безумие и глупость в пространстве одной истории

Нет, не автор “Братьев Карамазовых” пробормотал, словно нарочно для нынешних пошлецов, вплоть до телерекламы конфекциона: красота спасет мир, – не автор, а персонаж, один из Карамазовых, причем в горячечном бреду.
И не Чернышевский высказал категорический императив советской школьницы: умри, но не давай поцелуя без любви! – нет, не Чернышевского скрипучий голос произносит эти – золотые, впрочем, французские слова, – щебечет некая Жюли, уличная в прошлом проститутка, прибывшая из Парижа в Петербург на ловлю счастья и чинов.
И точно так же, я полагаю, не одному Набокову принадлежит блестящий очерк о Чернышевском в романе “Дар”: молодой поэт Годунов-Чердынцев сочинил этот очерк и едва ли не считает его тоже романом. (Вот, например, выходка дилетанта: он скорбит, что рукопись “Что делать?”, оброненная Некрасовым, подобранная прохожим, – не погибла в сугробе или же в печи; Набоков, разумеется, позволил бы себе на этот сюжет шутку в знак презрения к скверной прозе ложного классика, – но Годунов-то его – Чердынцев своему герою как бы по-настоящему тут, видите ли, сострадает, неизвестно с какой стати вообразив, будто, потеряйся “Что делать?” и не расхвали книгу Писарев, жизнь Чернышевского прошла бы веселей.)
И кто читал роман “Пролог” – правда, читателей таких немного на свете, а скоро не будет ни одного, – тот знает: не сам Чернышевский, а другой литератор по фамилии Волгин, и не за письменным столом, а в аристократическом салоне – на тусовке российской политической элиты 1857 года – на неформальной встрече лидеров и богачей ради дискуссии об условиях освобождения крестьян – и уже поняв, какие это будут условия: неизбежно самые невыгодные для всех – и крестьян, и помещиков, и для страны, потому что реальная власть – у ничтожеств, движимых исключительно шкурным и притом копеечным интересом, – и уже поняв, что делать ему тут нечего, – с тяжелым сердцем, чуть ли не со слезами этот Алексей Иванович Волгин про себя выговаривает мысль, навлекшую на Н.Г.Чернышевского столько клевет:
“Жалкая нация, жалкая нация!” – Нация рабов, – снизу доверху, все сплошь рабы... – думал он и хмурил брови”.
Тут не вся мысль Волгина, Волгин же – не весь Чернышевский, – хотя очень похож, как бы автопортрет от лукавого, и явно с Волгина писал своего Чернышевского двойник Набокова. Волгин изображен с нестерпимым кокетством: как ведут себя в романах Диккенса застенчивые филантропы: только и думает, как он нелеп и некрасив, и какой сухарь и трус, – и будто бы совершенно не замечает нечеловеческого благородства своих поступков и побуждений; очевидно, что Чернышевский Волгина этого нарочно на себя наговаривает: во-первых, из нечеловеческой же якобы скромности, во-вторых – якобы для цензуры и конспирации, в-третьих – именно чтобы читатель догадался полюбить автора еще сильней, чем героя, в-четвертых – конечно, был гордец.
На следующей же странице о Волгине сказано: “Он не считал себя борцом за народ: у русского народа не могло быть борцов, по мнению Волгина, оттого что русский народ неспособен поддерживать вступающихся за него; какому же человеку в здравом смысле бывает охота пропадать задаром?”
Вопрос на вид вполне риторический. Здравый смысл со вздохом отворачивается, встает, уходит – мыть руки, пить водку, ждать будущего века: что же делать, коли делать нечего!.. Но в спину ему тот же скрипучий голос продолжает: “О себе Волгин твердо знал, что не имеет такого глупого желания, и никак не мог считать себя защитником народных прав. Но тем меньше и мог он делать уступки за народ, тем меньше мог не выставлять прав народа во всей их полноте, когда приходилось говорить о них”.
Вот он, парадокс Чернышевского. Есть совесть ума, и для своего собственного самосохранения – в сущности, из чистого эгоизма – из циничного, если угодно, расчета – ум вынужден эту интеллектуальную совесть ублаготворять, то есть высказывать ее требования, даже с опасностью для черепной коробки: ум себе дороже.
Ну что же делать, если случайность рождения забросила тебя в историческое прошлое, лет на триста или на тысячу назад, в империю, населенную несчастными, злыми дикарями? Наслаждаться дефицитными прелестями импортной цивилизации – под полицейским надзором и, главное, за чужой счет, ценою бесчисленных жизней? Аристотель умел и какой-нибудь Цицерон умел, – но ведь они-то жили в своем времени, они-то не знали, что рабы тоже люди, а сверх того полагали Глупость вечным двигателем Судьбы. А в XIX веке доказано – и лично Чернышевский экспериментом проверил, – что вечный двигатель невозможен и, вероятно, даже Глупость не бессмертна и вроде как подчиняется второму закону термодинамики. А овладев знанием, ум ни за что не откажется от него – и требует жертв.
Вот и выходит – чем притворяться рабом, умней бесславно и бессмысленно погибнуть. Потому что есть гордость ума и потому что одному из пророков недаром сказано: держи лицо твое, как кремень.
Не погибнуть нельзя – на то и полиция, чтобы все в империи были рабы. Не бессмысленно тоже нельзя – на то и рабы, чтобы ликовать, когда казнят их непрошеного спасителя. Ну а что касается славы – какие-то надежды, понятное дело, Чернышевский на историю возлагал.
Хоть и сознавал, что такая отмена крепостного права не приведет к отмене рабства, хоть и предвидел смутно революцию такую рабскую, но не предчувствовал за ней опять империю рабов; допускал, и с охотой, что внуки Хорь-и-Калинычей возведут его в святые, – но не верил, что праправнуки низложат.
Почти во всем заблуждался: плохой был философ (хотя, в сущности, изобрел и опробовал на себе экзистенциализм), никудышный эстетик, неловкий (но не скучный, согласитесь) беллетрист, совсем не художник. Но критика и особенно публицистика – и особенно, особенно! – политическая мораль безупречны: понимал сущность вещей, и писал, и жил в точности как думал.
Отчасти, притом и нехотя, и как бы в волшебном зеркале, Набоков его припоминал в Цинциннате Ц., в “Приглашении на казнь”.
Но Цинциннат, счастливчик, перешел в другое измерение, оставшись молодым, – а Чернышевского с эшафота увезли в Сибирь и хуже того – в старость.
Тюрьма, каторга, ссылка – для гордого ума ничто. Но старость, и старость в России, да еще без денег и под страхом не за себя – сломает кого угодно. Тлеет, тлеет в человеке безумие – и вдруг нет человека: говорящая головня; бормочет, бормочет, превращаясь в черный прах.
Зато никто уже не скажет: все сплошь рабы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru