Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Марина НИКОНОВА

Все будет иначе, а мы опять  изменимся к лучшему

Похоже, что воспитания как науки вообще не существует. Есть только воспитание одного конкретного ребенка его родителями – и все

Ачто, если все дело в умении? В умении быть родителями и больше ни в чем? Одни не хотят, другие не умеют, а третьи еще не научились. И пока учатся – не виноваты, а как перестанут – начнутся проблемы. Ведь воспитание – это скорее всего просто путь, который нам предстоит пройти вместе с детьми. Пока идем рядом, пока понимаем друг друга или стараемся понять – все у нас впереди и все можно исправить. Но как только начнем жаловаться, оправдываться, искать виноватых – в тот же миг все вдруг остается позади. А потому надо идти, ведь это единственная возможность изменяться самим и менять к лучшему любую ситуацию. Идти пусть не за руку, как в раннем детстве, но рядом. Даже когда они не правы, тем более когда не в ладу с самими собой и с миром или если им страшно, трудно, одиноко.

Так долго, как первый, не растет ни один ребенок, и кажется, что ничего особенного не происходит. Но когда берешь на руки второго, со всей очевидностью понимаешь, что, оказывается, ты уже столько всего преодолел, так далеко ушел, что нет пути назад. Второму ребенку, согласитесь, достаются не только более опытные, но и более понятливые родители, а их любовь отличается тем, что они умеют выражать ее не скупясь. Но, несмотря ни на что, у нас нет права предположить, что этот путь будет легче. Только одно можно утверждать со всей уверенностью: он будет другим, а мы опять изменимся к лучшему.

Наверно, взрослые по-разному представляют себе свою роль по отношению к ребенку, и вполне вероятно, что это разнообразие абсолютно верное. Но есть некоторые общие мировоззренческие аксиомы, несоблюдение которых способно отравить жизнь любой семье.

К моменту появления на свет малыша его родители не с чистого листа пишут свою историю. Невольно усвоив опыт материнства и отцовства собственных родителей, они либо сознательно пробуют его повторить, либо, решив, что их воспитывали неправильно, делают все строго наоборот. Скорее всего ничего хорошего из этого не получится. И даже не потому, что все эти поведенческие модели в корне неверны, а потому, что мы из-за чрезмерной любви или неоправданной неприязни очень легко можем проглядеть что-то очень важное. Тем более вполне может быть, что воспитания как науки или искусства вообще не существует, а есть только воспитание одного конкретного ребенка его родителями, и все. Но что бы там ни было, каждому из нас придется все начинать сначала, вдумываясь, вглядываясь в ребенка, ища ответы самостоятельно, не доверяя подсказкам. Решать, догадываться, изобретать все подряд, вплоть до мелочей. Это и есть, пожалуй, главная аксиома, без которой плач новорожденного так и будет раздражать, пока сам собой не прекратится, а безобидная грубость подростка с годами станет вызывающей.

Во-вторых, мы плохо думаем о детях, причем с самых пеленок. Нас просят о помощи, а мы абсолютно уверены в том, что они капризничают, из вредности не спят, не едят, не сидят одни. Дети хотят с нами общаться, а мы боимся их испортить, считая общение баловством. Сплошь и рядом почему-то случается так, что для нас важнее становятся чистые полы, порядок, глаженое белье, а не возможность побыть рядом с ребенком, помочь ему, развеселить. Почему мы так уверены, что нам обязательно сядут на шею, если и на руки-то его лишний раз стараемся не брать?

А еще нельзя спешить. Делать два дела сразу не каждому взрослому под силу, а ребенок, если он расстроен, не может решить самый простой пример, не то что контурную карту раскрасить. И всякий раз, видя, что он не справляется с охватившими его эмоциями, спасайте и отвлекайте его и ни в коем случае не пытайтесь ему что-либо доказывать, дайте успокоиться. Бог с ними, с контурными картами, есть вещи и поважнее. А нас обычно настолько увлекают собственные чувства: то негодование, то возмущение, то усталость, то злость, что застят нам ребенка целиком – с его болью, горем и одиночеством в по-настоящему трудную для него минуту. Твердим, как замороженные, что это им задали, что не собираемся за них все делать и еще Бог весть что. Лукавим и ленимся на каждом шагу, делая вид, что не понимаем; ищем себе оправдания, вместо того чтобы взять и помочь хотя бы состраданием.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru