Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

История земли югорской

История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века:
Хрестоматия. –
Екатеринбург: НПМП “Волот”, 1999

Продолжается расширение и углубление так называемого регионального компонента исторического образования. В последнее время учебными пособиями по своей истории стали обзаводиться регионы либо не представленные в содержании базового исторического образования вообще, либо представленные в явно недостаточном объеме.

Отрадно, что тем самым преодолевается долго господствовавшая в нашем школьном образовании и во всей исторической науке тенденция сводить все многообразие фактов, событий, процессов к истории СССР с древнейших времен до наших дней. Приверженность этой традиции отодвигала историю народов, входящих в состав России, на периферию исторического знания. Сейчас эта великодержавная позиция начинает изживаться.

В 1999 году учебно-методический комплекс по истории родного края получили учащиеся и учителя Ханты-Мансийского автономного округа. На сегодняшний день в комплекс входят программа курса “История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней” и одноименная хрестоматия. Выход учебника ожидается в ближайшее время.

Хронологические рамки собранных в хрестоматии документов весьма широки: с середины I тысячелетия до н.э. до конца ХХ века. Авторы сознательно отказались от написания истории только того периода, когда округ приобрел определенный административный статус, сочтя древнюю историю равнозначной по своей ценности для народа истории современной. Благодаря такому подходу мы получили целостную картину без разрывов и провалов, которая демонстрирует логику исторического процесса на примере одной области России.

Документы, представленные в хрестоматии, исключительно разнообразны по своему характеру и содержанию; в разделах хрестоматии предложены документы актового, личного, литературно-публицистического характера. Подобный принцип подбора документов дает возможность не только для простого восприятия информации, но и для ее сравнения и анализа с целью установления истины. При работе со школьниками такой фактор, как вариативность документов, просто бесценен, так как способствует формированию у школьников элементарных навыков работы с научной информацией, навыков дискуссии и т.д. Практически все документы, введенные в первые разделы хрестоматии, многослойны. Объем информации, заключенной в документе, зачастую шире той темы, которая заявлена в параграфе. Так, один и тот же документ может давать представление об этнографии, экономике, социальном составе, межнациональных отношениях в крае.

Кроме структуры и содержания пособия, хотелось бы отметить и редакторскую работу авторов. В пособии почти отсутствуют излишне длинные, трудные для восприятия документы, древние тексты даны в переводе на современный русский язык.

Научно-справочный аппарат представлен вводными текстами, содержащими краткую характеристику проблемы, примечаниями, дающими разъяснения географическим названиям, именам, непривычным терминам и словам.

Завершается хрестоматия большим объяснительным словарем и целым рядом приложений, касающихся родословных местных князей (правда, почему-то без датировок) и должностных лиц югорского края, начиная с XVI века.

Антон РОЖКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru