Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Мы больше не можем платить за чужие ошибки

Концепция двенадцатилетки объявлена универсальным рецептом для спасения школы, и все-таки ни один из ее создателей не решается скрепить этот рецепт своей подписью...

Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе – это итог годовой работы Российской академии образования. За ее теоретическими постулатами стоят такие авторитеты педагогической науки, как президент РАО Н.Д.Никандров, вице-президент РАО В.А.Поляков, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО В.С.Леднев, директор Института общего среднего образования РАО Ю.И.Дик. Правда, ни один из них публично не хочет брать на себя авторство, что вполне объяснимо. У академиков нет ни малейшего желания критически посмотреть на себя самих в зеркало, провести в своей среде инвентаризацию и посмотреть, какие рекомендации РАО пошли на пользу образованию, а какие – во вред. Проанализировать, какая цена была заплачена не за чужие, а за свои собственные ошибки.
Мы тщетно будем искать в Концепции структуры и содержания общего среднего образования анализ причин системного кризиса, поразившего общее среднее образование, как и ответов на вопросы об уровне и систематичности оплаты труда работников общего образования, о развале основных фондов школ, о сокращении защищенных статей бюджета. Они трактуются либо как внешние для отрасли, либо оказываются несвоевременными и не отражающими сути происходящего. Не относятся к проблематике структуры и содержания общего образования и развал социально-образующей среды во многих регионах страны, и рост преступности среди несовершеннолетних, и рост суицида среди школьников…
Если сконцентрировать основные постулаты концепции, то лейтмотив будет выглядеть так: необходимо перейти на обязательную 10-летнюю и полную 12-летнюю среднюю школу, чтобы повысить уровень образования детей, сохранив при этом их здоровье. Автоматически это преобразование решит вопрос конкурентоспособности отечественного образования, явится ведущим фактором преодоления демографических и социально-экономических проблем развития страны.
Но, следуя этой логике, невозможно объяснить, почему Закон Российской Федерации “Об образовании” остановился на уровне субъектов Российской Федерации, почему 99,9% российских школ так и не получили юридическую и финансово-экономическую самостоятельность, почему депутаты Государственной Думы второго созыва и законодательных собраний регионов так и не создали правового пространства для внедрения финансово-экономических механизмов, призванных обеспечить нужный баланс между сервисностью системы современного общего образования (удовлетворение потребностей, интересов личности, социальных слоев и др.) и необходимостью соблюдения национальных интересов страны, как и многоканальность финансирования образовательных учреждений? Почему, наконец, Закон Российской Федерации “Об образовании” по сегодняшний день не сопряжен ни с Конституцией Российской Федерации, ни со статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, КЗоТа, не подкреплен положениями о собственности общеобразовательного учреждения, о налогообложении общеобразовательного учреждения, о нормах оплаты труда в общеобразовательном учреждении, о порядке регулирования трудовых отношений в общеобразовательном учреждении, что делает его в лучшем случае декларацией о намерениях, но никак не федеральным законом?
Уже отчаявшись в ожидании принципиальных решений со стороны федеральных органов, власти некоторых территорий начинают брать на себя инициативу в решении принципиальных вопросов функционирования системы общего образования. К примеру, глава администрации территориального управления Выборгского административного района Санкт-Петербурга А.Я.Коган и главы администраций муниципальных образований “Выборгский район Ленинградской области” В.Кириллов, “Город Обнинск” М.Шубин, “Жуковский район Калужской области” В.Чурин, “Шувалово-Озерки г. Санкт-Петербурга” А.Нешитов подготовили комплексную программу, цель которой – создание современной законодательной и нормативной базы, обеспечивающей автономность образовательных учреждений. Сложившаяся межрегиональная программа – это преодоление отраслевого и даже внутриведомственного подхода к развитию общего образования, который противоречит не только принципам, заложенным в действующем Законе Российской Федерации “Об образовании” (в частности целостности образовательного процесса), но и тенденциям развития как информационно-образовательных потоков, так и социально-адаптивной образовательной среды, проявляющейся во всем многообразии рынка образовательных услуг.
Кроме того, кто из чиновников вспомнил об интересах ребенка, обусловленных его социально-психическим развитием? А ведь именно в этом истоки его устремленности к познанию, открытости к проявлению таланта и гениальности. Но без этого мы никогда не вернем подлинный смысл общего образования.

Александр МАЛЫШЕВСКИЙ,
доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"