День святого Валентина
Мы любим, мы выбираем, мы ждем ответа
И снова – Валентинов день. Здесь, в Америке,
проходишь по магазину, заставленному
валентинками – открытками с заготовленными
признаниями в любви, и озабоченно перебираешь в
памяти: кому послать? На самом деле это вопрос
вовсе не об открытке. Кого люблю? Кому
симпатизирую? К кому возвращаюсь мыслями?
Нельзя обратиться ко всем сразу. Любовь по своей
сути избирательна, конкретна. Когда говорят об
абстрактной любви к людям, то в лучшем случае
имеют в виду интерес, сочувствие и симпатию. На
большее огня души обычно не хватает.
Если все поздравляют всех, то теряется душевное
волнение, сомнение, ожидание. Что поделаешь,
кому-то будет обидно, что его никто не поздравил.
Или поздравил не тот, от кого он ждал
поздравления.
А учитель? Мог бы он послать валентинку каждому
из своих учеников? Искренне, от души? Ведь
отношение учителя к ученикам не может быть
одинаковым. Одному ребенку симпатизируешь
больше, другому – меньше. Но должно быть у
педагога общее предвкушение добрых отношений с
детьми, некая “презумпция любви”, позволяющая
заходить в класс смело и свободно, с улыбкой и
ожиданием ответной симпатии.
Когда-то меня спросили, почему я редко хожу на
замену в нью-йоркские школы. Разрешение у меня
есть, время от времени меня будят по утрам
телефонным звонком и просят прийти на уроки
сегодня же, а я чаще всего вежливо отказываюсь.
Потому и отказываюсь, чтобы сохранить доброе
отношение к ученикам. Его так легко потерять,
работая заменяющим учителем! Дети постоянно
испытывают терпение заменяющего. Для него каждый
урок – новая битва, такая работа ожесточает
сердце и учит относиться к детям с подозрением,
опаской, а то и с тихой ненавистью. Попробуй
полюби их после этого!
Помню, как после нескольких дней особо трудной
замены в старших классах я стал обходить школу
стороной. Один ее вид вызывал у меня такие
неприятные воспоминания, такое тяжелое чувство,
что легче было пройти несколько лишних
кварталов.
Тут я и спохватился. Надо было или идти на
постоянную работу в школу и работать ежедневно
со своим классом, наладив добрые отношения с
детьми, или оставаться в университете, где у меня
уже сложились добрые отношения со студентами. Я
выбрал второе. Это удивительное чувство, когда
идешь домой после удачно проведенного занятия и
вспоминаешь выражения лиц, улыбки, слова своих
учеников – и любишь их изо всех сил, такие они все
хорошие и замечательные.
Любая сильная эмоция – и добрая, и злая – обычно
непроизвольна, почти рефлекторна. Она вспыхивает
от знакомого образа и заставляет сердце биться
быстрее. Физиолог объяснит, какие центры мозга
отвечают за эмоции и какие гормоны влияют на
частоту сердцебиения. Психолог расскажет о
совместимости психологического профиля. Но что
бы они ни говорили, радости и волнения
Валентинова дня неподвластны никакой науке.
Василий КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|