Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2000

Первая тетрадь. Политика образования

День святого Валентина

Мы любим, мы выбираем, мы ждем ответа

И снова – Валентинов день. Здесь, в Америке, проходишь по магазину, заставленному валентинками – открытками с заготовленными признаниями в любви, и озабоченно перебираешь в памяти: кому послать? На самом деле это вопрос вовсе не об открытке. Кого люблю? Кому симпатизирую? К кому возвращаюсь мыслями?
Нельзя обратиться ко всем сразу. Любовь по своей сути избирательна, конкретна. Когда говорят об абстрактной любви к людям, то в лучшем случае имеют в виду интерес, сочувствие и симпатию. На большее огня души обычно не хватает.
Если все поздравляют всех, то теряется душевное волнение, сомнение, ожидание. Что поделаешь, кому-то будет обидно, что его никто не поздравил. Или поздравил не тот, от кого он ждал поздравления.
А учитель? Мог бы он послать валентинку каждому из своих учеников? Искренне, от души? Ведь отношение учителя к ученикам не может быть одинаковым. Одному ребенку симпатизируешь больше, другому – меньше. Но должно быть у педагога общее предвкушение добрых отношений с детьми, некая “презумпция любви”, позволяющая заходить в класс смело и свободно, с улыбкой и ожиданием ответной симпатии.
Когда-то меня спросили, почему я редко хожу на замену в нью-йоркские школы. Разрешение у меня есть, время от времени меня будят по утрам телефонным звонком и просят прийти на уроки сегодня же, а я чаще всего вежливо отказываюсь.
Потому и отказываюсь, чтобы сохранить доброе отношение к ученикам. Его так легко потерять, работая заменяющим учителем! Дети постоянно испытывают терпение заменяющего. Для него каждый урок – новая битва, такая работа ожесточает сердце и учит относиться к детям с подозрением, опаской, а то и с тихой ненавистью. Попробуй полюби их после этого!
Помню, как после нескольких дней особо трудной замены в старших классах я стал обходить школу стороной. Один ее вид вызывал у меня такие неприятные воспоминания, такое тяжелое чувство, что легче было пройти несколько лишних кварталов.
Тут я и спохватился. Надо было или идти на постоянную работу в школу и работать ежедневно со своим классом, наладив добрые отношения с детьми, или оставаться в университете, где у меня уже сложились добрые отношения со студентами. Я выбрал второе. Это удивительное чувство, когда идешь домой после удачно проведенного занятия и вспоминаешь выражения лиц, улыбки, слова своих учеников – и любишь их изо всех сил, такие они все хорошие и замечательные.
Любая сильная эмоция – и добрая, и злая – обычно непроизвольна, почти рефлекторна. Она вспыхивает от знакомого образа и заставляет сердце биться быстрее. Физиолог объяснит, какие центры мозга отвечают за эмоции и какие гормоны влияют на частоту сердцебиения. Психолог расскажет о совместимости психологического профиля. Но что бы они ни говорили, радости и волнения Валентинова дня неподвластны никакой науке.

Василий КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru