Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

“Здравый смысл и достоинство в школе”

Это уже третья всероссийская научно-практическая конференция с таким названием. Она состоялась в Москве в конце января.
В числе ее организаторов – Министерство образования, Московский комитет образования, Московский институт повышения квалификации работников образования, факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Межрегиональный Центр социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис”, газета “Школьный психолог”. Для нас было лестно, что газета “Первое сентября” стала информационным спонсором конференции.
Конференция проходила три дня и собрала более 600 участников. Многие имена вам хорошо знакомы: А.Асмолов, С.Кривцова, А.Тубельский, Е.Ямбург и другие.
Работа шла в тринадцати секциях и шестнадцати мастер-классах. Обсуждались самые острые школьные проблемы: кому принадлежит власть в классе – взрослому или ребенку, что такое коммуникативная компетентность учителя, как и зачем надо менять уклад жизни взрослых и детей, как противостоять насилию и агрессии в школе. Во второй день конференции прошли дебаты Евгения Ямбурга и Александра Тубельского на тему “Ценностный взгляд на содержание образования”.
Наши корреспонденты работали на конференции все три дня. Они не только участвовали в работе мастер-классов, но и разговаривали с ведущими секций. Надеемся, что теперь и вы, дорогие читатели, сможете составить общее представление о том, что происходило на конференции.

Не утопия, а реальная стратегия

Гуманистической педагогике можно научить.
Гуманистическим отношениям можно научиться

Российская массовая школа стремительно, как теперь говорят, психологизируется. Наверное, мало кто подозревал десять лет назад, что такой декоративный персонаж, как школьный психолог, выйдет за рамки назначенной ему скромнейшей роли консультанта. Наука психология как-то незаметно оккупировала школьное пространство, которое теперь озадаченно решает, хорошо ему от этого или плохо.
Вот все посмеивались над кадровой кампанейщиной, над психологами быстрой, девяти-, а то и двухмесячной выпечки; над эклектикой методов и направлений, которые многие пытались немедленно опробовать; вот все спорили, нужно или не нужно, роскошь или необходимость... Пока спорили и иронизировали, тихо выстраивался институт школьных психологов, отслеживался опыт и разрабатывались стратегии и концепции. В итоге прошедшего десятилетия школьный психолог стал не просто равноправным субъектом всей учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности, но и зачастую начал определять ее вектор, координировать усилия учителей и администрации…
Конечно, нам возразят. О чем вы, скажут многие, да мы психологов этих и в глаза не видели, только слышали, что где-то есть, – какая, право, экспансия. Однако и мы возразим: именно сегодня как никогда высокопрофессиональные психологи востребованы в образовании. Практически ни одна серьезная инициатива без их участия уже немыслима. Это во-первых. Во-вторых, наука все активнее начинает работать на массовую школу, подразумевая в ней оптимальное пространство реализации новых идей и концепций. И в-третьих, наконец, педагогическое сообщество остро нуждается в квалифицированной психологической поддержке.
Ее осуществляют многие, в том числе и Межрегиональный Центр социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис”.
“Генезис” много чего делает: консультирует бесплатно, проводит исследования и тренинги, издает научно-методическую литературу. А 26–28 января он провел всероссийскую конференцию с вызывающе шестидесятническим названием “Здравый смысл и достоинство в школе”.
И то, что происходило на этой конференции, представляется нам во многих смыслах симптоматичным как ближайший прогноз развития школы и школьной психологии.

Светлана Кривцова, научный руководитель “Генезиса”, сказала так: “Мы не можем радикально изменить ситуацию. Мы просто живем в соответствии со своими убеждениями…”
Вопрос в том, насколько эти убеждения популярны и востребованы.
И вот пример: к открытию напечатали 550 экземпляров программы, но многим не хватило – участников конференции оказалось более шестисот. Пришлось в пожарном порядке допечатывать. Найти свободный стул – даже в последний день конференции – было невозможно.
Настолько, оказывается, востребованы школьным сообществом “социально-психологические технологии воспитания и социализации” – причем не в форме лекций, а в виде непосредственной практики тренингов, семинаров и мастер-классов. Их проводили как сотрудники “Генезиса”, так и известные педагоги, философы, врачи, управленцы. “Гуманитарная экспертиза образовательного учреждения” (С.Л.Братченко), “Личность и профессиональная позиция учителя” (И.Г.Шестакова), “Игровые технологии в воспитании и образовании” (В.Б.Державин), “Как повысить коммуникативную компетентность учителя?” (Е.А.Мухаматулина) и другие. Участников конференции (а значительная их часть приехала из регионов) просили спорить, возражать, проектировать способы решения тех или иных проблем в рамках своего образовательного учреждения, а ведущие, в свою очередь, старались быть максимально конкретными и дать участникам как можно больше готовых практических навыков.
Может быть, такова специфика современной психолого-педагогической конференции, что именно локальная, групповая работа провоцируют выход на серьезные мировоззренческие вопросы, философскую проблематизацию новых знаний и впечатлений. Педагоги и психологи, работая с навыками, начинали задаваться сомнениями и по-новому смотреть на привычную реальность. Иногда учителю нужны годы для того, чтобы усомниться в традиционной системе критериев и ценностей. А иногда – три дня (что и можно было наблюдать на семинарах и тренингах).
…Светлана Кривцова считает, что профессиональные тренинги и семинары необходимы учителю (а “Генезис” ведет тренинги более чем в 200 московских школах). И еще считает, что темы здравого смысла и достоинства в контексте массовой школы – понятия почти диссидентские. В самом деле, какого вам еще здравого смысла при наших разрухах-крышах-туалетах и тотальной, беспросветной усталости, при массовом эмоциональном выгорании учительства, какого вам достоинства при такой зарплате или отсутствии оной, при бесчеловечных условиях труда... читатель может продолжить. Однако, наверное, затем и существует психологическая поддержка в образовании, чтобы научить достойному поведению в недостойных, мягко говоря, условиях. Практически вся тематика конференции сводилась в конечном итоге к этому – научить педагога методикам поиска внутренних ресурсов успеха и профессионального и личностного роста, открытия собственных потенциалов. Освобождение массового педагогического сознания от чрезмерного почтения к обстоятельствам – есть ли у школы другой выход?
И еще. Организаторы конференции исходили из того, что здравый смысл и достоинство – не прекраснодушная утопия, а самые жесткие, самые практичные сегодня стратегии. Исключительно прагматические, если хотите. Потому что именно гуманистические отношения (взрослых и детей, школы и ребенка, школы и общества) оказываются – в чем убеждает опыт демократически развитых стран – самыми выгодными.
Гуманистической педагогике можно научить.
Гуманистическим отношениям можно научиться.
И нормально, что не все философы образования, не все аналитики разделяют эту установку “Генезиса”. Одни критики упрекают в пренебрежении социокультурными реалиями, другие – в механистическом подходе и профанации, третьи, наоборот, в экзистенциальной перенасыщенности, в излишней, не всегда посильной смысловой и методической интенсивности. Окончательного мнения, разумеется, быть не может. Но очевидно одно: многосюжетная, разноплановая деятельность “Генезиса” не просто исполнение социального заказа образовательной действительности, но и формирование новой, по большому счету уже не педагогической, а общественной потребности в таком типе учительства, которое не только знает, как любить ребенка, но и умеет сделать свою любовь эффективной и осмысленной. Без риторики. Невзирая на текущие крыши, невыплаты скудных денег и административные барьеры.

Евгения ДОЛГИНОВА

Профессиональная позиция учителя: возможность измениться самому и помочь измениться ребенку

Для меня профессиональная позиция учителя – это прежде всего осознанность его целей и побуждений: с чем он приходит к детям, что он может им предложить, куда может и хочет с ними идти.
В современной школе традиционная модель уже не работает, да и не может работать: в условиях когда дети оказываются включенными в разные системы информационных потоков, трансляция определенного набора сведений и фактов становится неэффективной.
Но у школы есть своя уникальность, которую, на мой взгляд, необходимо развивать: там собираются люди, обладающие определенным жизненным опытом, мировоззрением, способами поведения.
Профессиональную позицию можно определить как способность учителя изменяться самому и в то же время помочь измениться ребенку. Для учителя, который постоянно находится в процессе развития, изменения естественны. И если эти изменения оказываются непонятными детям, учитель теряет нить контакта со своими учениками. Молодому педагогу, только что закончившему педвуз, легко найти общий язык со старшеклассниками: они почти ровесники – читают общие книги, слушают общую музыку. Но через десять лет им будет гораздо сложнее понять друг друга – они будут находиться в разных культурах, и дальнейшие взаимоотношения будут во многом зависеть от того, насколько учитель сможет осознать произошедшие в нем изменения.
Учебные предметы являются скорее материалом, который помогает каждому построить свою картину мира, научиться отличать свои ценности от тех, которые несут учителя, родители, другие люди, понимать собственную позицию, видеть границу своего “я”.
Конечно, в конкретных предметных областях могут быть четкие задачи, связанные с развитием определенных способов деятельности, вхождения и освоения культуры, работы с текстом, самовыражения в искусстве, литературе, естественно-научных исследованиях. Можно также говорить о способах и навыках, которые помогают на разных возрастных этапах решать какие-то насущные жизненные задачи.
Личность учителя, как это ни странно звучит, может стать инструментом его работы, точно так же, как личность актера, музыканта, художника. Но при этом мне как психологу хочется, чтобы этот инструмент был достаточно осознанным: чтобы не чувства и эмоции несли куда-то учителя помимо его воли, а чтобы он понимал свои ценности, особенности и индивидуальность и видел, как это оказывает влияние на людей, с которыми он работает. Конечно, в педагогике всегда есть спонтанное, игровое, актерское, но все-таки для меня вопросы, как устроен мой инструмент, как я могу на нем играть, когда прихожу к детям, остаются определяющими.
Существует ли противоречие между личностью и профессиональной позицией учителя? Наверное, нет – профессиональная позиция напрямую зависит от личностных ценностей и жизненных целей. Другое дело, для того чтобы встретиться со своими истинными желаниями, учителю необходимо преодолеть консерватизм традиционной системы, а это многим дается нелегко.

Искра Шестакова,
психолог, руководитель проекта
“Дополнительное образование”
ЦСПА “Генезис”

Говорить так, чтобы тебя слышали, быть убедительным, вызывать доверие...

Что такое коммуникативная компетентность педагога?

В начале семидесятых западные психологи обратили внимание на состояние учительства. Многочисленные тесты, опросы, социологические исследования выдали симптомы катастрофического явления, названного синдромом эмоционального сгорания учительства. Только 10 процентов педагогов оказались интернальными (не подверженными этому феномену). Массовая невротизация, нарастание разочарования, стрессы остальных 90 процентов – все это, по данным тестов, не зависело от бытовых или экономических факторов, а было обусловлено какими-то глубинными системными пороками образовательного уклада. Тогда и заговорили о реформировании системы…
Но и после серьезных системных изменений стало очевидным, что существуют другие причины. Так появился параметр “коммуникативная компетентность” педагога (впрочем, не только педагога: презумпция компетентности на Западе предусмотрена практически для всех профессий – от парикмахерши до политика) – его способность к эффективному и грамотному взаимодействию с аудиторией. Не просто умение общаться, а способность говорить так, чтобы тебя слышали, быть убедительным, добиваться своей цели, вызывать симпатию и доверие у клиента (ученика)… Для школы же это понятие стало почти сакральным, во всяком случае, первостепенным в программах профессионального образования учителей. В Австрии, например, любой студент до изучения своей физики или филологии обязан пройти 700 (!) часов психотерапевтической подготовки. Коммуникативная компетентность стала неотъемлемым условием работы учителя.
У нас же, разумеется, начали говорить о ней совсем недавно. Причем, как это принято, сама возможность обучения коммуникативной компетентности вызвала довольно активные споры среди психологов и педагогов. Одни полагают, что коммуникативная состоятельность для российского учителя – это как талант или музыкальный слух: либо есть, либо нет, а если не дано, то не дано уже никогда. Другие – что это поведенческий навык, которому можно и нужно научить, вполне формируемое качество. И, более того, именно оно позволит учителю решить многие свои профессиональные проблемы, начиная от дисциплины в классе и заканчивая эффективностью урока.
По словам Екатерины Мухаматулиной, заместителя научного руководителя ЦСПА “Генезис”, главная цель ее тренинга “Как повысить коммуникативную компетентность учителя?” – зародить сомнения у самодостаточного педагога, изменить его представления о способах конструктивного общения, вывести на новые формы взаимодействия с детьми. Поэтому ее тренинг носит скорее стратегический характер – помочь учителю осознать, что значительная часть его профессионального успеха зависит от стилистики общения. И еще от его способности всякий раз менять не только сценарий урока, но и сценарий собственного поведения, личные штампы и установки в зависимости и от ситуации, и от индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Коммуникативная компетентность учителя, разумеется, не панацея, но условие нормальной профессиональной состоятельности. Почему этому не учат в наших педагогических университетах – непонятно. То есть понятно: там много чему не учат, и все же… Пока учителям и студентам остаются только тренинги. Лучше так, чем никак.

Евгения ДОЛГИНОВА

Какое воспитание мы хотим видеть в массовой школе?

Главное, помочь ребенку решать свои личные задачи в современном обществе

В последнее десятилетие школа отказалась от воспитательного компонента в образовании. В то же время в стране происходили экономические и политические реформы, что отразилось на дифференциации доходов семей. Мы наблюдаем разрушение семейного уклада, порождающее внутренние конфликты у детей и взрослых. Зачастую и внешне благополучные дети оказываются социально дезадаптированными, не определившимися в жизненных целях и профессии.
Однако сейчас общество не может сформулировать с достаточной четкостью ценности, идеалы и критерии воспитательной работы. Отчасти этот пробел заполняется нашей работой. В проводимом в рамках конференции моем мастер-классе особое внимание уделяется личному опыту человека. Главное здесь – не теоретический подход; через классические тексты человек должен вытащить свой “фокус”, свою точку зрения, что он считает самым главным в воспитании, есть ли у него такой опыт. Затем начинается конструирование самого понятия “воспитание”. В советской педагогике была захлопнута крышка для старых представлений о воспитании, наша задача – вернуть их в сознание и соотнести с личным опытом педагогов. Классических и полузабытых определений существует много, а понятие у человека – одно. И оно позволяет оценивать свой профессиональный опыт, понимать, происходит ли само воспитание. Предназначение мастер-класса – связать опыт с понятием. У меня, ведущего, задача помочь человеку высказать, актуализировать свои смыслы и соотнести с новыми для него представлениями. Иногда это происходит у человека впервые – совместить написанное в книгах с личным опытом, структурировать свою работу, проанализировать культурное обрамление текста... В основе работы лежит американская методика “Критическое мышление”, которую демонстрирует в своем мастер-классе и М.Кукушкин.
Читая классические работы философов, педагогов, я выделил базовые основания для определения понятия “воспитание”. У каждого человека есть нечто, данное ему природой, от Бога, – индивидуальность. Мы узнаем ее опосредованно, по проявлению в столкновении с социальной средой, с культурой. Индивидуальность надо учитывать в образовательно-воспитательной работе.
Социальное окружение задает определенные формы этой работы, и воспитатель должен помочь выбрать форму социализации, которая наиболее соответствует ребенку и одновременно отвечает скрытым требованиям общества. Например, сейчас в число жизненных задач входит умение быстро ориентироваться в ситуации и быстро выбирать, зарабатывать деньги. Современное общество требует от человека самостоятельно строить свою жизнь, реализуя ответственное к ней отношение и гуманистические ценности. Это предполагает способность к самообразованию, расширению своих возможностей, способность принимать решения и брать за них ответственность, быть терпимым. Тогда возможности совпадут с ожиданиями, возникнет чувство успешности, не останется личных проблем.
Мы призваны помочь решать человеку его личные задачи в современном обществе теми способами, которыми владеет сегодня психология.

Дмитрий Иванов,
кандидат психологических наук,
аналитик образования,
сотрудник ЦСПА “Генезис”

Секции, круглые столы и мастер-классы...

Общее настроение середины первого дня конференции – ожидание мастер-классов. Всегда важно самому пережить атмосферу, в которую вводит тебя настоящий мастер своего дела, предлагающий размышлять о чем-то особенном. К тому же мастер-класс ты выбираешь самостоятельно, по коротким аннотациям, предложенным в программе. Например, Елена Валентиновна Самсонова, сотрудники центра “Дети Марии” и социальные работники “Дома Корчака в Москве” звали принять участие в ролевой игре, где проиcходила своеобразная ревизия взрослых ролей и установок и обсуждали, можно ли стать взрослым не методом проб и ошибок, как это обычно бывает, а смоделировав собственное поведение.
Виктор Владимирович Семенов, сотрудник Института педагогических инноваций, предлагал мастер-класс, где речь шла о психодраме – методе разрешения сложных ситуаций и разработки новых творческих форм работы. В этот мастер-класс направились педагоги, которых особенно тревожили проблемы взаимодействия с детьми с трудностями в обучении и воспитании. Оказывается, владение психодраматическими техниками может пригодиться и при анализе трудных ситуаций, возникающих в каждодневном общении.
В мастер-классе Татьяны Викторовны Бабушкиной (Ростовский ГПУ) в окружении старинных предметов был проведен урок фантазии – способ дать почувствовать детский мир, имеющий свою размерность и свой темпоритм. Где-то внутри этого мира есть тайные тропки в невидимое. Как пройти по ним ребенку и взрослому вместе? Татьяна Викторовна – сказочный мастер праздников души, проводник в детство, которое, оказывается, продолжает жить и в каждом из нас. Об этом напомнил вкус “таблеток детства”, розданных нам в конце занятия.
Еще один мастер-класс вел Владислав Иванович Редюхин, руководитель образовательного центра взаимодействия общественных и государственных структур “Социальное партнерство” правительства Москвы и программы развития ООН; эксперт-консультант Московского представительства Института Всемирного банка. Когда участники конференции прочли в программке должность ведущего, многие сразу подумали, что этот мастер-класс, вероятно, организован специально для управленцев. Но название оказалось простым и понятным: “Как детям и взрослым вместе создавать и оценивать социальные проекты?” И вспомнилось, сколько всевозможных программ и проектов возникает в его школе или в классе. И как мало из них, к сожалению, успешно воплощается в жизнь. Из-за отсутствия средств? Из-за нехватки сил и времени? Или, может быть, потому, что мы, взрослые, не умеем претворять в жизнь детские мечты, не переиначив их на свой лад? Чтобы понять, что именно необходимо знать организатору детско-взрослого со-проектирования и какими технологиями социального проектирования может воспользоваться любой практикующий педагог, – для этого и был предложен участникам конференции этот мастер-класс.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru