Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Кризис образования
толкает школу к обновлению

И именно поэтому чиновникам удобнее считать, что никакого кризиса нет

Довольно давно, кажется, еще в позапрошлом году, на одном из парламентских слушаний по образованию с легкой руки академиков из ректорского корпуса был запущен лозунг о том, что в нашем образовании никакого кризиса нет, а есть только кризис экономики образования, кризис финансов.
Никто этому особого внимания не уделил, потому что само по себе это заявление носило идеологический характер и стояло в ряду с такими же лозунгами: «Советская школа – лучшая в мире», «Дети – привилегированный класс», «Мы должны поставить нашего учителя на такую высоту, на какой он никогда не стоял и стоять не может в буржуазном обществе». Никто всерьез к лозунгам не относится, тем более что мы, кажется, уже вышли в обсуждении и проведении образовательной политики из того возраста, когда руководствуются идеологией.
Но вдруг во время январского совещания работников образования в Кремле в отчете руководителя секции общего среднего образования Л.Кезиной снова услышали знакомый текст: мол, никакого кризиса в образовании нет, а есть только кризис в финансовой области. И это было сказано не соседу по президиуму, не за кулисами, а с трибуны в работающий микрофон. Значит, этот лозунг приобрел для управленцев статус непререкаемого утверждения. Управленцы в образовании уважают официальную науку и прислушиваются к ней.

Не слишком доверяйте официальной науке

Российское образование находится в кризисе.
Постараемся обосновать это утверждение.
Вначале, поскольку источник этого лозунга – «большая наука», обратимся к научным построениям.
Говорить об отсутствии кризиса в образовании равнозначно отрицанию возможности развития образования.
Это только исходя из принципов партийного руководства можно считать, что кризис – показатель плохого состояния, а плохое состояние – результат плохой работы.
Один из основных принципов образовательной политики заключается в том, что если мир, окружающий нас, меняется, то система образования вынуждена менять и представления об этом мире, которые она предлагает ученикам в качестве содержания образования.
Кризис образования – объективная вещь, не зависящая ни от качества преподавания, ни от условий учебы и преподавания, ни от экономического состояния системы образования. Этот кризис обусловлен тем, что мир меняется гораздо быстрее, чем мы успеваем изменить содержание образования. Ведь нам необходимо поместить достижения культуры и цивилизации в наши программы, написать, утвердить (попробуйте-ка!) и напечатать учебники, подготовить других учителей. На все это требуется не менее пяти, даже семи, нет, больше – 10 лет! А мир за это время стал другим! Мы снова опоздали...
Отсюда и возникает кризис образования. Его, конечно, можно не замечать из идеологических соображений... Но тогда это не большая наука, и не очень большая, и вовсе не наука.
Смотрите, никто из учителей литературы (как было бы хорошо ошибиться и чтобы кто-то из читателей прислал гневное письмо: как это никто – наш учитель это сделал! Заранее – спасибо), никто, повторим, из учителей литературы не разбирает с детьми книг Пелевина, а подростки не только читают, но многие из них именно Пелевина считают литературой. Но в программу еще не включили – значит, содержанием образования считать нельзя. На эвриканском семинаре в Ижевске ученый-биолог сокрушался, что такой сложный процесс, как клонирование, дети изучают по бытовым представлениям СМИ, а не серьезно, на уроках биологии.
И это только незначительная часть примеров. А вот более серьезные вещи: половина учеников не усваивает половины объема учебного материала. Нет интереса, нет доминанты, нет мотивации, нет резона. Школа теряет свою образовательную сущность, в глазах учеников она проигрывает соревнование с другими образовательными институтами – СМИ, масскультурой, модой, компьютером, уличной тусовкой, современной литературой, бизнесом и т.д. и т.п.
Это и есть кризис образования.
Совершенно невозможно вульгарно трактовать кризис образования как падение успеваемости и потерю интереса к учению. Отношение учеников к образованию – это следствие несоответствия содержания образования современному миру, а не плохая работа системы образования по обучению и воспитанию учеников.
Есть такой анекдот про больницу, в которой часто меняли занавески, а больные все равно умирали. Пока кто-то не догадался заменить персонал, а не занавески.
А поскольку мы слишком долго не можем настроить нашу систему образования на систематические изменения, кризис будет обостряться. Как это, спросят, это что же – нон-стоп реформа? Да. Пока система образования не войдет в режим постоянных изменений, она будет терять свою образовательную сущность.
Но только изменения не должны происходить в масштабах всей страны одномоментно.
Разве мода, например, меняется по команде откуда-то из Парижа или Нью-Йорка и все женщины мира получают одновременно образцы модной одежды независимо от фигуры, возраста и темперамента? Нет, конечно. Да и не все следят за модой, да и не все могут себе позволить частые обновления гардероба. Но какая-то часть женщин зорко следит за переменами и как передовой отряд первой откладывает в сторону устаревший фасон и надевает что-то совершенно умопомрачительное!
И сколько бы мы ни били себя в грудь: «Наша кирза лучше всех, у нас кризис денег на ее закупку, а не на сапоги!» – но тем не менее ходить в этом мы не сможем.

Как выйти из кризиса

Оказалось, и январское совещание в Кремле это очень наглядно проиллюстрировало, что ни «большая» наука, ни «малая» практика не готовы к тому, чтобы увидеть новое качество образования. Хотя мы точно знаем, что есть огромное количество ученых и учителей, директоров и управленцев, которые вместо отрицания кризиса готовы к содержательной работе по изменению качества образования.
И наша газета готова дать им трибуну, то есть газетную площадь.
Что, с нашей точки зрения, необходимо оформить как новое педагогическое знание?
О чем надо немедленно писать статьи, эссе, аналитические обзоры и предложения?
Какие представления составляют картину нового качества образования?
В качестве предложения можно выдвинуть следующие темы:
цели и результаты образования в новом веке;
школа как институт образования, а не учреждение;
что такое образовательная программа школы, основанная не на программах учебных предметов;
каким может быть уклад школьной жизни, например, в 12-летней школе;
какой может быть новая система аттестации с учетом не только зуновских результатов образования;
если уж стандарты предусмотрены в законе, какими они могут быть;
что такое образовательные области и какими они могут быть;
каким может быть учебный план начальной, основной, полной средней школы;
может ли содержание образования проектироваться учителем в школе или только в органах управления или РАО.
Это, конечно, не все темы, есть и другие, например, все, что связано с правом и экономикой.
Мы только хотели показать вектор размышлений – начинается большая работа по преодолению кризиса в образовании по результатам январского совещания.
Скоро будет создан координационный комитет по общему среднему образованию, будут объявлены конкурсы на разработку образовательных областей, учебного плана и новых образовательных стандартов.
Природа кризиса в образовании такова, что его невозможно преодолеть руководящим решением. И преодолевается он только общим движением педагогов, учеников, ученых, управленцев и родителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru