Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Учебник по гармонии мира

Битюцкая Л.А., Еремин В.С., Чесноков В.С., Дементьева О.Б. Естествознание: Для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным профилем.–
М.: АСТ-Пресс, 1999

В ноябрьском выпуске “Учебников” мы представили учебник по естествознанию, попавший в число победителей конкурса учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования России “Учебник ХХ века”. А сегодня мы уже публикуем первые впечатления о нем учителя биологии.

Образ вместо формулы

В наше время современное образование нуждается в реорганизации, в том числе уходе от излишних подробностей при получении знаний. Оказывается, не нужно для этого изобретать велосипед: великие мудрецы работали в этом направлении задолго до нас. Сложные материальные системы можно представить через образы. Для этого нужно найти соответствия гуманитарных образов (в литературе, живописи, архитектуре, музыке) физическим явлениям. Найти аналогию, которую легко “увидеть” и трудно забыть. Сложное, почти “непроходимое” понятие “симметрия” элементарно представить с помощью зеркала. Ведь правда?

Обучение через образы существует с незапамятных времен. Пифагор объяснял арифметику через музыку. Ян Амос Коменский в XVI веке рассказал миру, что крупные открытия приходят через образы – и к великим “натуралистам”, и к великим гуманитариям. А есть еще труды Песталоцци, опыт Ушинского…

Итак, через понятные, вполне гуманитарные образы легче воспринять любые знания, любые сложные и мудрые системы. Теоретические модели мира, не подкрепленные наглядными аналогиями из реальной жизни, с облегчением забудутся после ближайшей мучительной тройки. Поэтому и Платоновы тела, и законы Ньютона, и страшные энтропию с флуктуацией школьнику нужно дать “увидеть”. Показать их суть, идею, из которой, собственно, и вырастают детали. Ведь листья должны держаться на стволе, только тогда из них формируется дерево!

На этом принципе и построен новый учебник.

Но как воспримут его дети?

А между тем системное мышление присуще нам от рождения – ребенок воспринимает мир именно образно. Сложные материальные системы – радугу в небе, рост деревьев, смену времен года… и свою маму он видит и ощущает целиком, как емкий образ, а не как сочетание картинки, запаха и связанных с ними благ. Позже, когда в детское непосредственное видение вколотят первые абстрактные знания, целостный мир распадется на отдельные части, превратится в мозаику, а потом эти части потеряют между собой связь… Поэтому-то дошкольники (и даже некоторые школьники, которые плохо учились) мыслят синергетически, системно-образно.

Это, кстати, вполне объяснимо – в первые годы детским восприятием руководит правое, “гуманитарное”, полушарие. Левое, аналитическое, включается в работу лет с 12.

Части целого

Итак, мозаика рассыпалась, и мы изучаем мир по частям: отдельно биологию, отдельно физику и географию. Но, оказывается, Целое не сводится к совокупности Частей. Не имея представления о взаимодействии разных составляющих мира – мертвого и живого, физики и лирики, – мы получаем искаженную картину мироздания.

Идею самосогласованности частей, всеединства и красоты мира развивала русская философская школа – Соловьев, Лосев, Флоренский, Булгаков. Увы, этот источник был перекрыт в 17-м году.

Красота – понятие гуманитарное. Золотое сечение – признак красоты. Но “золотое сечение” – критерий вполне научный. И присутствует оно не только в Парфеноне и храме Покрова на Нерли. Оно – в строении маргаритки, Солнечной системы и человеческого тела, в пропорциях распределения воды и суши на Земле… О том, что красота – критерий целесообразности природы, признак зрелости любой системы (современное научное понятие!), философы и поэты знали давным-давно, а естественники к этому только-только подошли.

Дети очень тонко чувствуют красоту и легко поймут понятие зрелости и “золотое сечение”.

Физика для гуманитариев?

Если человек родился с гуманитарным складом мышления, может ли он воспринять естественные науки? Когда-то юному Александру Сергеевичу ставили тройки по физике, поскольку он не мог ее понять буквально…

Для современного образования характерна ранняя специализация. В результате и в гуманитарных классах, и в классах, ориентированных на точные науки, происходит перекос: на одни дисциплины делается упор, другие – в откровенном пассиве. Для гармоничного развития школьников просто необходимо восстановить равновесие. Кстати, опыт обучения по новой методике поражает тем, насколько гуманитарии в плане системного восприятия естественно-научной картины мира опережают аналитиков. Им проще представить, увидеть. Но учебник предназначен в одинаковой степени тем и другим – он позволит не подавлять в гуманитарных классах аналитического мышления, и наоборот.

Книжка в сетке

Система ценностей школьного образования сложилась давным-давно. Громоздкую и инертную, эту махину чрезвычайно трудно вытолкать в другую, непривычную, пусть даже более удобную колею. Новое “Естествознание” пока не получило статус учебника, хотя школы уже активно его используют. Не решено пока, кто будет вести этот предмет – гуманитарии или естественники, ведь преподавание потребует широкой культурологической подготовки; не определено его место в школьной “сетке” и в учебном процессе.

Сегодня “работает” учебник по естествознанию для 5–7 классов, написанный прекрасным коллективом авторов. Но его направленность другая – это первоначала физики, химии, биологии. Новый курс иной, но он не подменяет ни физики, ни химии – он мировоззренческий, в целом о природе и устройстве мира. В отечественной науке у проекта мощная поддержка: Капица, Климонтович, Басин, Лавринецкий…

Ученики, как показывает опыт, от нового получают огромное удовольствие. Как отнесутся учителя в своей массе – покажет время.

* * *

…Я страшно рада, что мои дети будут учиться по этой замечательной книжке, потому что, открыв рукопись впервые, я тоже самозабвенно в ней утонула, открывая для себя заново, казалось бы, самые обычные вещи.

Но и не только поэтому. Честно говоря, втайне я надеюсь, что и мои разношерстные знания, мои многочисленные и бестолковые образования наконец сложатся в стройную и гармоничную картину мира.

Татьяна ДРЫГИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru