Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Там, где рождается закон

Олег Смолин. Знание – свобода.
Российская государственная образовательная политика и федеральное законодательство 90-х. Систематизированный сборник. М., 1999

Если говорить о будущем этой книги, выпущенной всего лишь стотысячным тиражом, то можно уверенно предсказать большой спрос на нее лет через 50–80, когда странности нынешней государственной политики России станут объектом пристального внимания историков (интересно, какая страна здесь будет тогда?). Какой-нибудь молодой ученый или вовсе студент обнаружит этот огромный пятисотстраничный фолиант в бумагах бывшего МВД или МЧС (исторические документы редко сохраняются там, где им положено) и сделает свое имя знаменитым в научных кругах даже простой некомментированной перепечаткой необычной книги, в которой авторский комментарий к образовательному законодательству России помещен впереди самого законодательства. Можно также предположить, что найдутся люди, которые, назвавшись современниками или очевидцами, станут клятвенно заверять общественность, что большая часть вновь опубликованных материалов была в свое время секретной и недоступной читателям, и потому нельзя было ничего предпринять.

Те, кто захочет возражать им, должны прочесть книгу Олега Смолина уже сейчас. Тем более что ее содержание пригодится нам не только в будущем. И дело даже не в том, что в приложении помещены все крупные законодательные акты в области образования, прошедшие через органы власти за последние несколько лет. Такая выборка дала бы свободу маневра только юристам. Пожалуй, впервые на примере одной из социально важных областей подробнейшим образом рассмотрен сам законотворческий процесс. Автор, будучи бессменным членом всевозможных комитетов и комиссий всех ветвей власти по образованию выносит свою работу на открытое обсуждение читателей.

Именно саму работу, а не ее итоги. Иначе вместо книги мы бы получили стандартную предвыборную листовку, начинающуюся словами “в Думе я добился…”. В книге Олега Смолина главный герой не автор, а российское законодательство об образовании. Она без колебаний вводит читателя туда, где рождается закон. Иногда кажется, что автор чересчур многословен, излишне подробно описывая все события, повлиявшие на принятие того или иного закона, все его оценки, всех связанных с ним людей. Но иначе было бы довольно трудно или вообще нельзя объяснить, “чем там они, эти депутаты, занимаются в Думе”.

Разработать и принять хороший закон в наше время не так уж просто, но это совсем не значит, что его будут выполнять. Причем именно те, кто ждал этого закона и требовал его скорейшего принятия. В одном из последних выступлений Олег Смолин довольно метко подметил, что “правовой фетишизм” прекрасно сосуществует с “правовым нигилизмом”. Это значит, что, ссылаясь на отсутствие некоей абстрактной справедливости и сетуя на “беспредел”, как граждане, так и организации систематически отказываются работать в том правовом поле, которое уже есть, выполнять те “несовершенные” законы, которые уже приняты. Проблема неоднозначна и вряд ли сводима к “явной глупости и невыполнимости закона” или “гражданской незрелости народа”. Одно ясно: вот уже почти век в России одновременно тоскуют об утраченном прошлом и клеймят настоящее, требуя очередных перемен.

Правовое поле в России сродни минному. Олег Смолин вот уже который год идет по нему, не подрываясь. Этому способствует не столько безупречно чистая репутация (замазать-то ведь можно кого угодно), сколько максимальная открытость той политической кухни, где с его участием готовятся очередные законодательные акты. Так что если вы хотите узнать, как Хасбулатов делил учительскую зарплату или что думал о российском коммерческом образовании директор ЦРУ, понять организационные принципы формирования системы реабилитации детей-инвалидов через компенсирующее обучение или нюансы партийного отношения к образованию в соответствии с колебаниями финансового рынка и т.д. и т.п. – читайте книгу Олега Смолина. Только не удивляйтесь встречающимся в тексте несоответствиям реального и желаемого. Эти приметы российской действительности покинут нас, похоже, только вместе с самой Россией. А может, это не так уж и плохо? Ведь кто у нас “парадоксов друг”?

Степан ПЕРМИТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru