Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Елена ЛОСЕВСКАЯ

Будем учить
своих детей сами!

Так решили четыре года назад тридцать семей в Архангельске –
и открыли свою школу

Еще несколько лет назад это казалось невероятным: учить детей не в школе, а дома. В семье обучались больные дети, это было привычно, но чтобы здоровые...
Даже после того как была разработана и утверждена семейная форма обучения, не верилось, что родители могут взять ответственность за образование и воспитание на себя.
И совсем уж казалось нереальным, что они будут отчаянно бороться за право учить собственных детей, преодолевая на своем пути немыслимые преграды. Четыре года назад 30 семей из Архангельска стали учить своих детей сами...

Не было бы счастья, да несчастья помогли

Конечно, эта необычная школа возникла не вдруг и не на пустом месте. За ее основателями стояли появившийся в северном городе в начале 90-х годов Центр нравственной реабилитации человека, рожденные при нем школа семейного воспитания, клуб здорового образа жизни, общественное объединение родителей и педагогов... и необычный детский сад, который отличала удивительно теплая, раскрепощенная атмосфера.
Именно с детского сада все и началось: после его закрытия пять семей решили сами учить детей – их возраст как раз приближался к школьному. Объединившись, родители полностью погрузились в образовательный процесс. Пригласили молодого педагога Ирину Геннадьевну Мерзлякову, психолога Юлию Винцевич.
А к началу следующего учебного года к этим пяти семьям примкнуло еще более двадцати. С помещениями везло: каждый раз находились люди, которые приходили на помощь. Казалось, повезло и со школой: по договору каждый ребенок был оформлен и сдавал экзамены в школе № 4, с которой у родителей сложились хорошие отношения.
Но после вмешательства городского департамента образования, сотрудники которого пытались доказать и директору, и родителям, что семейной формы обучения не существует, все отношения со школой прекратились. В прошлом учебном году ребята сдавали экзамены в школе Щетинина, за три тысячи километров от Архангельска.
А родителей ожидало очередное испытание: в марте нынешнего года областная прокуратура подала на них в суд, обвинив в ведении незаконной образовательной деятельности. “Сажаете детей за парты? Проводите уроки? Значит, это у вас уже школа, а школа без лицензии работать не может, – назидательно говорили им. – Сделайте все по закону, организуйте частную школу, и у вас исчезнут все проблемы”.
Родители не понимали, какие же священные устои они нарушают: важен результат, а каким способом идут к нему ребята – индивидуально или группой, с помощью родителей, репетиторов или педагогов – это уже они решают сами. И все-таки судиться пришлось: сначала на областном уровне, потом на федеральном. И в том и в другом случае выиграли родители: обвинения в их адрес и областным, и Верховным судами были признаны несостоятельными.
В начале нынешнего учебного года они лишились помещения, и теперь занятия проходят по квартирам. Но после всего, что пришлось пережить, это кажется мелочью. Кроме того, снова пришлось искать, к какой школе прикрепиться. Нашли: директор школы № 20 Владимир Алексеевич Петухов согласился заключить с ними договор. Сейчас ребята сдают там первые экзамены – в основном успешно. Несмотря на все преграды, которые пришлось преодолеть, родители смотрят в будущее с оптимизмом. И, как ни странно, во многом даже благодарны тем, кто эти преграды усиленно сооружал.
– Все трудности, которые сопровождали нас эти годы, пошли нам на пользу и невероятно закалили, – считают Анна Ивановна Чащина и Татьяна Борисовна Обрядина. – Не испытав их, мы, наверное, никогда бы так глубоко не вникли в проблемы образования: ни в содержание, ни в экономику, ни в политику. Мы познакомились с замечательными педагогами: Амонашвили, Щетининым, Лобком, Чапковским. Шалва Александрович приезжал к нам несколько раз, проводил семинары со взрослыми, занимался с детьми. Пожалуй, только теперь мы понимаем, какая это большая ответственность – быть учителем, и готовы полностью взять ее на себя.

Как здорово искать ответы на вопросы вместе!

Прежде всего родители поняли: семейное образование требует от них большой работы над собой. Как трудно бывает принять ребенка таким, каков он есть, отказаться от назиданий и нравоучений, от излишней требовательности, мелочных обид и раздражения. Но если бы не учились они изгонять из себя эти чувства и эмоции, если бы не настраивали себя постоянно на поддержку своего ребенка – что бы ни произошло, – наверное, и дети не поверили бы в то, что взрослых действительно интересует все, что с ними происходит, и просто не открылись бы им.
Нет утомительнее процедуры для многих родителей, чьи дети учатся в обычной школе, чем совместная подготовка домашних заданий. Для моих собеседников – мам и пап из Архангельска, отдавших предпочтение семейному образованию, – эта тягостная повинность превращается в настоящую радость. Они так и говорят: как мы рады, что совместная учеба не прошла мимо нас, это так здорово – доверять друг другу, знать, чем каждый из нас живет, вместе постигать тайны мира и искать ответы на вопросы. При этом вовсе не стоит навязывать свою помощь, иногда достаточно просто находиться рядом, занимаясь какими-то своими делами, и быть готовым откликнуться на просьбу ребенка. Многие заметили: появившееся общее дело меняло в лучшую сторону отношения в семье – и не только между ребенком и родителями, но и между супругами.
Родители трезво оценивают свои силы – далеко не каждый из них способен стать учителем. И не всегда потому, что нет профессиональной подготовки. Иногда приглашают специалистов, но ищут таких, которые обладали бы способностью не раздражаться, не злиться, умерить слишком высокие требования.
У семейного образования есть бесспорные преимущества перед традиционной школьной системой. И родители в них убедились, особенно те, чьи дети успели пройти через обычную школу. Прельщает прежде всего свобода в организации учебного процесса: нет жесткого расписания – занятия проходят когда в группах, когда индивидуально, неделя может быть посвящена только истории или только математике, а может – всем изучаемым наукам сразу. Но эта свобода не развращает, а учит умению организовать свое время, использовать его рационально. У ребят появляется возможность работать в наиболее благоприятном для них режиме, больше времени посвящать тому, что их интересует и что получается лучше всего.
Отсутствие страха перед неправильным ответом, нервозности и перегрузок благоприятно отражается и на здоровье – дети, по словам родителей, редко болеют простудными заболеваниями. Они становятся не только физически, но и психически сильнее, самостоятельнее, увереннее в себе. С каждым годом у них не пропадает познавательный интерес, как это часто бывает у ребят, которые учатся в обычной школе, а, наоборот, растет.
Нередко им приходится слышать в свой адрес упрек: вы растите тепличные цветы, при первом же столкновении с реальной жизнью они сломаются. Но этот довод звучит для них неубедительно: их дети открыты, у них много друзей во дворе, в музыкальной школе, в хореографическом кружке, в спортивной секции, проблем во взаимоотношениях со сверстниками нет никаких.
Ребята действительно учатся с удовольствием, в этом я убедилась сама. Уважают мнения друг друга, свободно и приветливо общаются с незнакомыми людьми. Но по-настоящему пока не могут понять, хотя и знают, сколько сил понадобилось их родителям, чтобы сохранить возможность свободного развития. А родители мечтают об одном – только бы им больше не мешали.

Семейная форма должна быть выгодной и родителям, и школам

Меньше всего хотелось бы в этом материале противопоставлять две формы обучения – традиционную школьную и семейную. И у той, и у другой найдется немало как сторонников, так и противников. И та и другая имеют одинаковое право на существование хотя бы потому, что обе закреплены Законом “Об образовании”. Казалось бы, все стереотипы, предрассудки, эмоции должны отойти на второй план. У родителей есть законное право выбора форм обучения, и они осуществляют его, исходя из своих принципов и убеждений. Все так просто и понятно. Но, оказывается, это законное право нужно еще суметь отвоевать.
Основной довод, который управленцы выдвигают родителям: вы не профессионалы, вы не сможете дать ребенку хорошее образование. Но и родители могут в ответ справедливо заметить, что именно они ответственны за своего ребенка, что лучше них никто не знает его особенностей и потребностей, стремлений и переживаний.
Казалось бы, государство должно поощрять родителей, которые берутся за такое непростое дело. Во всем мире необычайно развиты форма семейного образования и экстернат, вообще способность человека учиться самостоятельно считается признаком сильной личности. У нас же образование, получаемое вне стен школы или вуза, считается ущербным, несмотря на то что сама школа уже давно перестала быть основным источником образования.
Так что же, ждать, пока изменится сознание нескольких поколений? Или все-таки не истреблять, а поливать нежные ростки, которые умудряются пробивать толщу асфальта? Но как поддерживать родителей, которые хотят учить своих детей сами, с чего начать?
– С правовой базы, – считает Игорь Моисеевич Чапковский, руководитель московской региональной общественной организации “Развитие семейного образования”. – У нас достаточно прогрессивны и Закон “Об образовании”, и Положение о семейном обучении, но вся беда в том, что нет механизмов осуществления тех прав, которые записаны в этих документах. Что я имею в виду? В Америке, например, есть специальные региональные центры для родителей, куда их собирают на консультации и семинары, где их снабжают методическими и учебными пособиями. Это и есть тот механизм, с помощью которого государство утверждает равноправие форм обучения. И еще важный момент: школам должно быть выгодно, чтобы как можно больше детей переходили на семейную форму обучения. Пока что им это совершенно невыгодно. Чтобы избежать проблем с учителями, принимающими экзамены, дети чаще всего вынуждены оформляться на экстернат, а не на семейную форму, потому что в первом случае учителя получают дополнительную плату за свою работу, а во втором – нет. И пока так будет продолжаться, ни о каком предпочтении семейной формы обучения со стороны учителей и директоров не может быть и речи.
И директорам, и управленцам стоит подумать, как заинтересовать в этой форме учителей. Тем более что для ее развития есть необходимые объективные предпосылки: и инициатива снизу, и социальный заказ. Обидно плестись в хвосте только потому, что кто-то мыслит стереотипами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru