Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/1999

Архив
Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА

К спасительной целостности сквозь
методические топи

Несколько слов в защиту... циркулярной пилы!

Педагогическая наука, как царевна-лягушка, сбросив с себя шкурку циркулярности, может превратиться в искусство конкретного учителя.

Сегодня мы предлагаем читателям рассказ учительницы начальных классов Ольги Г. Этот бесхитростный сюжет ценен для нас своей специфической профессиональной парадоксальностью.
С логической точки зрения цель урока не может быть связана с одним конкретным ребенком – ведь учеников на уроке много и все они разные. Но учительница действительно радеет за каждого ученика. Поэтому она с такой наивной легкостью пользуется, говоря о них, формой единственного числа. И это так отличается от речи методологов и школьных психологов, в чьих работах слово «ребенок» или «ученик» означает, как правило, некий собирательный (абстрактный) образ, объект для научного наблюдения.
И нет в рассказе (и в мыслях тоже) у Ольги Г. ни отличников в классе, ни двоечников. Зато и в рассказе, и в мыслях есть озабоченность тем, как помочь то конкретному Боре, то конкретной Лене совершить ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО – не только блеснуть на уроке, но и обнаружить (а это гораздо важнее!), что их сверстники оценивают этот блеск по достоинству.
Вполне возможно, что ученики ежедневно преподносят Ольге Г. сюрпризы не только приятные. Вполне возможно, что и она порой не знает, что делать в том или ином случае. Но ведь на то и работа учителя – находить выход из сложных педагогических ситуаций! Наверно, и ей иногда не хватает опыта, знаний, да она и не спешит причислять себя к крутым профессионалам. Но даже если (как ей кажется) она пока и не достигла вершин учительского мастерства, то этап, на котором она сейчас находится, явно озарен животворным чувством целостности, а это в педагогике дорогого стоит.

Слова, слова, слова...

Традиционная дидактика предлагает учителям рассматривать свою профессиональную деятельность в такой последовательности: от принципов – к методам, от методов – к целям, от целей – к задачам, от задач – к приемам, от приемов – к результату. Все, кому приходилось составлять конспекты уроков, помнят то чувство унижения, которое возникает, как только они принимаются за подобные формулировки. Если урок живой, то в нем, как в жизни, все взаимно переплетено.
Взять, к примеру, наглядность в обучении, которая рассматривается учеными то как прием, то как метод, то как принцип, а в ходе описания урока называется то целью, то задачей, то результатом.
Многие (как официальные, так и, увы, инновационные) педагогические издания построены так, что действие их можно сравнить с работой некой циркулярной пилы. Подобно ей, они распиливают возникающую на занятиях жизнь на удобные для анализа кусочки-полешки, которые затем педагогической теорией маркируются то задачами, то средствами, а то и еще как-нибудь.
Но учителю на уроке нужно не достичь научного результата, а воссоздать жизнь. Сложить собственную целостную картину единого уклада жизни учеников и учителя на уроке.

Царевна-лягушка

Ну а теперь несколько слов в защиту циркулярности. Ведь на первый взгляд кажется, что подобная вивисекция могла быть придумана только злодейски равнодушными чиновниками от просвещения. Но очень уж распространена эта пресловутая регламентация! Для очень многих людей она стала привычной. Одно это заставляет не рубить сплеча.
Ведь членение, переполняющее педагогику, возникло не случайно и не по злой воле. Деление на те или иные дискретные единицы вызвано естественным для людей стремлением разобраться в накопленном и как-то систематизировать его. Это один из первых и очень необходимых начальных этапов долгого пути к вершинам учительского мастерства.
А конечный пункт этого пути — воссоздание (уже на основе понимания) целостного и живого образа и ученика, и процесса обучения, и своей роли. Тогда педагогическая наука, как сказочная царевна-лЯгушка, сбрасывая с себя прежнюю шкурку циркулярности, превращается в педагогическое искусство конкретного учителя.

Притча о слепых

Хотя случается, что, начав путь, тот или иной теоретик, увлекшись анатомическими вскрытиями то педагогического процесса, то ученика, то учителя, забывает о конечной цели своего путешествия – о воссоздании животворной целостности. Скальпель предписаний становится для него средством от всех бед, а разнообразные педагогические классификации все увереннее вытесняют неуловимо призрачную и интуитивно-кустарную педагогическую целостность учительского мастерства. Порой у путешественника развивается даже слепота. И он, нисколько не замечая, что движется совсем в другую сторону, старательно увлекает за собой и других. Как тут не вспомнить слепых Питера Брейгеля!

Ярмо запретов

Увы, нередко зашоренность тех, кто готовит решения, постановления и программы, может переходить на того, кто в соответствии с этой регламентацией работает. И тогда учителя перестают замечать, что учебные программы и методики, по сути, оказываются рассадником запретов. Ведь предписание того, что на таком-то уроке ученик (учитель) должен думать, о чем помнить, что делать, становится запретом думать, помнить, делать все иное.
Случается, что учителя засучив рукава добровольно впрягаются в ярмо всех этих запретов. Конечно, им тогда приходится игнорировать реальных учеников, укрепляя в себе и в них чувство отвращения к уроку. Ученики при такой рабской зашоренности своих учителей программами, методиками и технологиями могут забрести в болото недоверия, пренебрежения, а то и откровенной ненависти к обучению.

Всего лишь галлюцинация!

Спастись от наваждения внутреннего бюрократизма учителю помогает обычный здравый смысл. Ведь любое предписание – всего лишь чья-то субъективная вариация. Возможная, но не единственная! И хотя первоначально, не на бумаге, вполне живая, разумная и симпатичная, но все равно – не универсальная.
И если при появлении очередного спущенного сверху чудища вовремя вспомнить, что оно всего лишь педагогическая галлюцинация, вызванная нашим стремлением “держать нос по ветру”, то даже в самой робкой душе обнаружатся и силы, и разум, и время для спокойной работы с детьми. Для кропотливого поиска личного понимания идеальной целостности и всеохватывающего единства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru