Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив
Василий Кольченко

Школьный механизм словно часы:    улучшить непросто, а сломать легко

Говорят, что предстоящие президентские выборы в Америке будут сосредоточены на школьных делах. Среди проблем, волнующих американцев, на первое место выходит образование.

Это необычно. В прошлом речь больше шла о национальной безопасности, бюджетном дефиците, преступности, инфляции, безработице, равных правах, пенсионных программах. Об образовании тоже говорили, но мимоходом. Другие проблемы казались более неотложными.

Сейчас их неотложность притупилась, зато школа у всех на устах. Все согласны, что надо что-то делать с образованием, хотя никто не предложил убедительную для большинства программу.

Сложность в том, что в школьных делах каждый считает себя специалистом. Предложений много, да толку маловато. Школьный механизм словно часы: улучшить непросто, а сломать легко.

Ясное дело: все политики горой стоят за образование, по крайней мере на словах. Но согласия нет как нет. Пока политики спорят, дело буксует. Это тоже неплохо: буферная зона дискуссий защищает школу от необдуманных перемен.

Президент Клинтон, например, настаивает на том, чтобы дополнительно нанять сто тысяч учителей и уменьшить число детей в классах. Дело хорошее – кто выступит против? Противники Клинтона в конгрессе против этого и не возражают. Они только предлагают, чтобы деньги отдали местным властям, а те сами решали, на что их тратить. Президента это не устраивает. Начинается затяжная борьба.

Что ж, хорошо и то, что спорят о школьных расходах, а не о расходах военных. Но многое ли изменится в классе, если правительство добавит денег – ведь они все равно часто распыляются по мелочам. Прежде всего меняется само отношение к школе. Она в центре внимания. Ей дают, с нее же и спрашивают.

Школа в Америке сейчас на распутье. От того, на какую дорогу она повернет, зависит будущее американского образования в наступающем столетии. Главное решение: останется ли школьная система государственной, общественной или перейдет в частные руки, приватизируется?

Какой подход лучше? Ответить нелегко. Если частное предпринимательство и конкуренция ведут к успеху на производстве и в сфере услуг, то почему бы не попробовать применить те же принципы в массовой школе. Особенно в Америке, где капитализм всегда был в почете.

А как же “всеобщее бесплатное образование”? Оно остается. Власти по-прежнему будут собирать школьный налог, возвращая эти деньги родителям в виде ваучера, который примет любая школа – частная или государственная. Семья решает, куда отдать ребенка. Хорошие школы расширяются и процветают. Плохие пустеют и закрываются.

Идея заманчивая. Правда, единичные эксперименты со школьными ваучерами никаких особых преимуществ не показали. Выбор у родителей по-прежнему ограниченный. Учебные успехи скромные. Конкуренция как будто появилась, но срабатывает слабо. Появились и желающие поживиться за счет нововведения. Это не так трудно: открыл школу, набрал детей, получил деньги – а проверят когда еще.

По другому плану школьной приватизации местные власти отдают деньги частной компании. Она обязуется наладить работу школ, нанимает учителей и администрацию, занимается школьным хозяйством, отвечает за все: от учебников и пособий до успеваемости и поведения детей.

Кроме того, компания рассчитывает заработать, получить прибыль. За счет чего? Больной вопрос. Сторонники утверждают, что в частной фирме будет меньше бюрократических затрат. Противники опасаются, что прибыль появится за счет снижения учительской зарплаты и экономии на самом необходимом – ремонте, детском питании.

Компания “Проект Эдисона” появилась в 1991 году. Сейчас у нее под крылом десятки школ по стране. Обычно она заключает контракт со школьным округом, который платит ей по средне-душевому показателю за каждого ученика. У фирмы свои учебные программы и технологии. Каждому ребенку выдают компьютер. Удлинен учебный день и учебный год. Учитель может получать не только зарплату, но и акции компании. Все нацелено на то, чтобы доказать преимущество нового подхода.

Но учебные результаты у эдисоновцев неровные. Денег вложили много, и вместо ожидаемой прибыли компания потеряла 113 миллионов долларов. Отдельные учебные округа расторгли с ней контракты.

И все же многие верят в эдисоновский проект. Председатель правления Бонно Шмидт пришел с поста президента знаменитого Йельского университета. Богатые люди вкладывают в компанию деньги. В ноябре ее акции вышли в свободную продажу на нью-йоркской бирже. Это принесло ей еще 122 миллиона долларов. Основатель фирмы Кристофер Виттл говорит, что прибыль появится, когда у них будут не десятки школ, а сотни или тысячи. Чем крупнее предприятие, тем ниже себестоимость.

Неубедительные учебные результаты можно списать на краткий срок эксперимента. Но что же дальше? Удастся ли эдисоновцам повторить успех предприятий вроде Макдоналдса, распространив свою модель по Америке, а там, глядишь, и по всему миру? Вряд ли. Хорошая школа сложнее Макдоналдса. Ее не удается штамповать или клонировать, ее надо выносить и родить – как ребенка. Как плод любви.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru