Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/1999

Архив

Когда бедность – не порок

Как сохранить хорошее образование в депрессивном регионе

До революции образование Вятской губернии славилось по всей России. Плотность учебных заведений была едва ли не самой высокой в стране. Не случайно за свою деятельность по народному просвещению вятское земство в начале ХХ века получило золотую медаль в Париже. Сейчас о европейском признании можно только мечтать: денег нет даже на то, чтобы вовремя платить учителям мизерную зарплату. И в то же время в опубликованном журналом «Карьера» списке ста лучших школ России четыре – кировские. Выходит, традиции еще не угасли…

Роковую роль в судьбе некогда процветающей губернии сыграли два ярких явления социалистической действительности – Гулаг и ВПК. Расположенный на северо-востоке европейской части страны лесной регион оказался чрезвычайно удобным местом для того и другого. В результате экономика области оказалась ориентированной на выпуск военной продукции и лесозаготовки: на севере широко раскинулась империя Вятлага. И поныне три основные отрасли в Кировской области – оборонка, лес и сельское хозяйство.

Состояние этих отраслей до недавнего времени оставляло желать лучшего. Оборонные предприятия в основном стояли, лесное хозяйство и деревообработка были запущены, урожаи в зоне рискованного земледелия никогда не были высокими. Дотации из центра составляли треть регионального бюджета. Социальные последствия очевидны: 60% населения живут ниже черты бедности, ни в одной из сорока четырех территорий не выплачивалась вовремя зарплата, область лидировала по количеству безработных, устойчиво росла преступность, в том числе детская. В разных районах дети совершали от 14 до 30% всех преступлений.

В этом году началось некоторое оживление оборонных заводов, получивших крупные заказы. Крупные города – Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Слободской – рассчитались с долгами по зарплате. На треть сократилось число безработных. Расширяют производство четыре спиртоводочных завода – универсальные доноры любого бюджета. Введен пост вице-губернатора по лесному хозяйству: областная администрация намерена по максимуму использовать главное богатство региона.

Бюджет образования (23% от консолидированного бюджета области) даже в самые трудные годы выполнялся на 5–10% выше, чем в среднем по региону. За этот год он уже выполнен почти целиком. Практически выплачены долги по зарплате за прошлый год. За этот год средняя задолженность – в пределах месячного фонда зарплаты. Прекратились учительские забастовки, которые год назад шли повсеместно.

Образовательная политика  Анатолия Чурина

Главе Департамента образования Кировской области нет еще и пятидесяти лет, однако он с полным правом может считаться ветераном отечественного просвещения: уже двенадцать лет Анатолий Чурин бессменно рулит отраслью. Таких «долгожителей» в России – буквально единицы: кресло руководителя образовательного ведомства всегда было самым неуютным во всех региональных администрациях.

Профессионализм – наверное, основная причина того, что первые секретари и губернаторы меняются, а Чурин остается. Анатолий Михайлович не сидел в райкомах и обкомах – вся его биография неразрывно связана с образованием. Закончил среднюю школу на рабочей окраине Кирова, затем исторический факультет местного пединститута. После службы в морской пехоте – учитель, директор, заведующий роно. Возглавив облоно, Чурин не сменил ни одного сотрудника: он принципиально против модного нынче принципа «я пришел со своей командой». Кстати, Кировская область – одна из немногих, где нет традиционной напряженности между администрациями региона и областного центра, по крайней мере в сфере образования.

Особенности вятского характера – осмотрительность, основательность, здоровый консерватизм. Главное хобби Чурина – фотография – занятие для людей именно такого склада. Шеф кировского образовательного ведомства не радикал-реформатор, но и не ретроград. Он десять раз подумает, прежде чем пойти на модный эксперимент или провести эффектную реорганизацию, но в то же время не будет искусственно поддерживать что-то давно отжившее.

Так, с твердостью морского пехотинца Анатолий Михайлович противостоит натиску всевозможных ветеранско-патриотических организаций, требующих по примеру соседей из Марий Эл ввести в школах начальную военную подготовку. В отличие от большинства регионов ни одно образовательное учреждение Кировской области, частное или государственное, не платит введенный в 1997 году федеральный налог на пользователей автодорог: Чурин сразу обратился к областной думе, указав, что Закон “Об образовании” освобождает учебные заведения от платежей такого рода. Не поддались здесь и всеобщему ражу принудительного введения во всех школах регионального компонента: школы Кировской области могут свободно выбрать из предложенных департаментом четырех предметов – граждановедение, краеведение, экология, экономика – либо что-то другое, соответствующее направленности учебного заведения.

Главный вектор образовательной политики Анатолия Чурина – почти донкихотское противостояние положению Закона РФ «Об образовании», снизившему планку обязательности со средней до основной школы. Вдумайтесь: в отдельно взятой области, причем одной из самых бедных в России, фактически вопреки существующему законодательству проводится курс на сохранение всеобщности среднего образования!

Чурин не устает убеждать учителей, директоров, заведующих роно, что сегодня как раз то время, когда можно и нужно учить всех. Просто нужно разводить потоки учащихся по тем программам, которыми они способны овладеть, а не учить всех по единому шаблону. Для сильных ребят в области открываются инновационные школы – сейчас таких 48, классы с углубленным изучением отдельных предметов (489), профильные классы (442). Для слабых – классы компенсирующего обучения (388), классы выравнивания (108). За двенадцать лет количество средних школ увеличено на 183. Одновременно департамент развернул настоящую борьбу со второгодничеством и отсевом учащихся из основной школы. Чурин уверен: если оставлять проблемных подростков за дверями школы, показатели детской преступности взлетят вверх так, что никому и не снилось… За последние годы в области идет сокращение второгодников и отчисленных из школ.

Результаты чуринских усилий впечатляют: если в 80-е годы, когда существовал обязательный всеобуч, в старшие классы поступало чуть больше половины выпускников основного звена, то сейчас эта цифра выросла до 66 процентов. В общей же сложности среднее образование получают 96% молодежи. Не приходится говорить и о существенном снижении качества: в 1988 г. в области было всего 37 золотых медалистов, сейчас их – 220.

Однако, придавая первостепенное значение именно добротной массовой школе, открытой для всех, в Кировской области не забывают и про юных граждан, отмеченных печатью одаренности. Качество работы кировских педагогов в этом направлении признано их соседями: коллеги Чурина по ассоциации «Образование Большой Волги» заказали ему разработку модельной межрегиональной программы «Одаренные дети». И не случайно. В области создан центр по работе с одаренными детьми. Ежегодно организуется Летняя математическая школа, которая фактически превратилась во всероссийскую базу по подготовке одаренных математиков. Создана целая система проведения предметных олимпиад, в которых активно участвуют вузовские специалисты. За десять лет из стен Кировского физико-математического лицея вышли пятьдесят победителей всероссийских олимпиад. Кировские выпускники активно поступают в самые престижные вузы: в МГУ уже появилось целое землячество. В отличие от многих студентов из провинции кировчане не теряются в большом городе – ни один не отчислен. Преподаватели говорят о высокой готовности вятских студентов к самостоятельной работе.

Кировская инноватика

Об инновационных учебных заведениях Кирова стоит рассказать подробнее. В областном центре за последние годы сложилась целая система школ с продвинутой формой обучения: гуманитарная гимназия, экономико-правовой, химико-биологический, физико-математический лицеи, православная гимназия, востоковедческая лингвистическая гимназия… Их директора тесно общаются между собой и даже начали обмениваться детьми: ведь склонности ребенка проявляются не сразу. Три года назад они активно участвовали в разработке регионального положения об инновационных учреждениях, в котором предусмотрены десять дополнительных ставок кружковой работы и полторы тысячи дополнительных часов. А директор Вятской гуманитарной гимназии Александр Галицких является членом коллегии департамента образования, где успешно отстаивает интересы инновационщиков.

Вятская гуманитарная гимназия (в Кирове ее называют короче – ВГГ) – старейшая в городе: она была образована в 1991 г. на базе английской спецшколы № 29. Та, в свою очередь, имела предшественником созданное в 1908 г. частное восьмиклассное коммерческое училище, здание которого до сих пор является основным учебным корпусом. Селекции на углубленные и общеобразовательные классы здесь нет: все классы – гимназические. Среди преподавателей – два доктора наук, пять кандидатов, три соросовских учителя. В вузы поступают свыше 90% выпускников, диапазон – от МГИМО до Академии ФСБ.

Галицких называет свое учреждение школой воспроизводства вятской интеллигенции: свыше 70% детей – из семей врачей, учителей, ученых, вузовских преподавателей. Видимо, конкурс пять человек на место отпугивает «новых русских»: им проще сдать ребенка в частную школу. Тем не менее ВГГ, семь лет назад перешедшая на новый хозяйственный механизм, активно зарабатывает дополнительные средства. Основных источников три: платные образовательные услуги, внебюджетный родительский фонд поддержки образования (собирают по 25 рублей в месяц с тех, кто в состоянии платить, таких примерно две трети) и попечительский фонд (гимназия имеет порядка тридцати попечителей). В общей сложности внебюджетные и бюджетные средства соотносятся как 1 к 10. Раз в полгода в гимназической газете «Long Live Gymnasia!» публикуется полный финансовый отчет.

Кировский экономико-правовой лицей в рейтинге ста лучших школ России занимает семнадцатое место, а среди лицеев – шестое. Его воспитанники традиционно получают призовые места на Московском олимпийском марафоне, в российских олимпиадах по праву. 98% выпускников поступают в вузы, 70–80% – трудоустраиваются по выбранной специальности. Конкурс – шесть – восемь человек на место, основной контингент учащихся – опять-таки дети интеллигенции, четверть учеников – иногородние. Лицей вообще уделяет большое внимание работе с ребятами из области: здесь действует заочная экономическая школа для детей из сельских районов, научно-методическая служба обеспечивает работу тридцати сельских школ по преподаванию экономики.

Советские дети

Качественное образование для сельских детей, составляющих почти треть от всех школьников, – постоянная головная боль Анатолия Чурина. С одной стороны, вроде бы чем ближе к дому учится ребенок, тем лучше. С другой – нельзя в школе с тремя десятками воспитанников обеспечить полноценное образование. Закрывать же малокомплектки хорошо только на бумаге: там не согласны родители, здесь нет денег на автобус, а где-то нет дорог… В итоге в райцентровских школах стали создавать классы с углубленным изучением предметов: там могут учиться те, у кого есть желание и возможность. А для самых ярких «звездочек» было решено открыть лицей в городе Советске.

Советск – настоящая жемчужина Кировской области, центр планируемого здесь национального парка. Это не мешает району быть глубоко дотационным: доходная часть составляет всего половину бюджета. На образование выделяется 13 млн рублей (25%), долги просвещения – 12 млн. «Проще говоря, мы банкроты», – оптимистично заявил начальник районного управления образования Владимир Тихомиров. Задолженность по учительской зарплате – семь месяцев, по книгоиздательским компенсациям вообще тянется с 1996 года. Учителя неоднократно бастовали, суд периодически блокирует счет роно, в котором нет даже компьютера… Именно здесь теперь учатся двести старшеклассников из четырнадцати сельских районов области.

Два года назад в Советске закончился ремонт здания, в котором до революции располагалась местная гимназия. В нем и было решено разместить лицей. «Мой дед в семнадцатом году закрыл гимназию, а мне довелось ее открывать», – улыбается Владимир Сергеевич. Сейчас в лицее преподают лучшие педагоги Советска – завучи школ шли сюда простыми учителями. Два профильных блока – гуманитарный и физико-математический. Учебный процесс приближен к вузовскому: лекционно-семинарская система, зачеты. Современный компьютерный класс. Лицей работает лишь второй учебный год, но первые результаты уже есть: больше половины воспитанников учатся на 4 и 5, двое – дипломанты пушкинского конкурса юных поэтов. Правда, сами лицеисты больше гордятся другим – победой в районных спортивных состязаниях, где они обошли даже местное педучилище. Что ж, стереотип «ботаников» разбит…

Четвертая часть лицеистов – из многодетных или малообеспеченных семей. Многие только здесь впервые в жизни увидели компьютер. Общежитие бесплатное, качественное четырехразовое питание обходится родителям в 10 рублей в день. Никаких платных услуг здесь пока не оказывают, внебюджетных средств нет. Сейчас директор лицея Людмила Шарина думает об открытии платных подготовительных курсов и очно-заочного отделения.

Лицей – не единственная образовательная достопримечательность Советска. На 36 тысяч жителей здесь 63 образовательных учреждения, в том числе три детских дома, пять школ-комплексов, два ПТУ, три техникума и единственная в области специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида для слабослышащих детей. В ней учатся 165 ребятишек со всех районов области, из них 92 инвалида. Большинство детей – из неблагополучных семей, преимущественно сельских; есть такие, чьи родители лишены прав, есть находящиеся на полном государственном обеспечении.
Школа работает уже 60 лет, и за это время она стала своеобразным областным методическим центром: здесь проводятся занятия для педагогов и директоров специализированных и массовых школ, сотрудники на собственном автобусе выезжают в села, встречаются там с учителями, родителями, осматривают детей. Среди бывших выпускников – врач-кардиолог, зубные техники, воспитатели, библиотекари; учителя нередко буквально творят чудеса, открывая детям возможность полноценно войти в большую жизнь. Вместе с тем материальная база вызывает в буквальном смысле слезы: в учебном корпусе нет ни одного компьютера, практически нет другой техники, здание интерната отапливается дровами, в маленьких комнатках в два яруса, впритирку друг к другу – старые кровати. «Какие попечители, – вздыхает директор Нина Перминова, – основная масса родителей не в силах чем-либо помочь: привезут ребенка даже без нижнего белья и оставят у ворот…»

Жена фермера – это не призвание, а профессия

В Кировской области работают 52 учреждения начального профессионального образования. Здесь не имеют средств для того, чтобы по примеру Самарской или Московской областей взять училища в региональную собственность. Однако внимание системе начпрофа уделяется повышенное.

Политика области в сфере НПО определяется тремя основными направлениями. Первое состоит в повышении уровня квалификации выпускаемых специалистов: рабочие первого-второго разрядов сейчас никому не нужны, поэтому училища области дают третий – пятый разряды. Восемь лучших училищ получили статус профессионального лицея, где наряду с начальным можно получить среднее профессиональное образование.

Второе направление – расширение спектра профессий на основе изучения потребностей рынка труда. В отличие от самарских коллег здесь не пошли по пути волевого закрытия неперспективных профессий, связанных с машиностроением. Просто перечень профессий во всех училищах был существенно увеличен, а набор на неперспективные – временно прекращен. За несколько лет ввели около тридцати новых специальностей – таких, как секретарь-референт, владелец малого предприятия, коммерсант, бухгалтер-экономист, фермер, хозяйка усадьбы (проще говоря, жена фермера), мастера ремесел. Широко практикуется подготовка по смежным специальностям: например, портной с умением моделировать одежду или мастер ремесел с навыками организации малого предприятия. За счет регионального компонента во многих профессиях введены такие предметы, как бухучет, организация малого предприятия, правовое обеспечение предпринимательской деятельности.

Третье направление – привлечение внебюджетных средств за счет развития производства и платных образовательных услуг. В регионе есть учебные заведения, которые зарабатывают по полтора – два миллиона рублей в год. Кировская область – одна из немногих, где вовремя поняли всю абсурдность создания специальных учебных центров при службе занятости и передали все переобучение безработных учреждениям системы начпрофа. Так, лишь за 1998 год переобучили 4300 человек.

Итоги, как говорится, налицо. Средний конкурс в училища по области – от четырех до пяти человек на место. Если четыре года назад почти половина выпускников шли со свободными дипломами, то сейчас количество нетрудоустроенных сократилось до 12%: это значительно выше, чем в среднем по России или в соседних областях.

Один из примеров новых подходов к организации начпрофа – профессиональный лицей № 49, созданный на основе кулинарного училища. «Нас достал Хазанов со своим студентом кулинарного техникума, и мы решили перестроиться!» – смеется директор Татьяна Корепанова. Рабочая профессия – повар, кондитер, на базе лицея дают среднее профессиональное образование по специальностям техник, технолог общественного питания и коммерсант, по желанию можно дополнительно получить квалификацию бармена или официанта. Конкурс – 10–12 человек на место. Производственной деятельностью лицей не занимается, но за счет платных образовательных услуг зарабатывает 700 тыс. рублей в год.

Частное образование: ребята, давайте жить дружно!

Как ни парадоксально, в очень небогатой Кировской области весьма неплохо развито частное образование. Несколько частных школ, 79 (!) негосударственных учреждений начального профессионального образования, 7 – среднего, 18 – высшего (из них 8 аккредитовано). И хотя к качеству работы «частного сектора» – особенно школ – есть немало вопросов, Департамент образования не надувает губки и не сторонится брезгливо, а, напротив, всячески старается помочь. На все частные учебные заведения в полной мере распространяются те же права и льготы, что и на муниципальные и государственные. По инициативе департамента создана Ассоциация негосударственных образовательных учреждений, включающая пока только вузы, но планирующая объединить всех негосударственников. Наконец, директор Кировского филиала негосударственного Московского гуманитарно-экономического института Лариса Копысова включена в состав Совета ректоров.

Выбор пал именно на Копысову не случайно. Ее филиал выгодно отличается от многих своих собратьев тем, что изначально стремится поставить себя в равные условия с государственными вузами. В те же сроки, а не позже проводятся вступительные экзамены, арендовано внушительное здание НИИ, открыто большое дневное отделение, прекрасная библиотека на 50 тыс. томов, производственная практика на пятидесяти предприятиях, учреждениях и фирмах, ежегодные научные чтения, куда съезжаются ученые от Москвы до Новосибирска… Филиал имеет три великолепных компьютерных класса, компьютеризированы и завязаны в одну сеть все службы, начиная с отдела кадров и заканчивая четырнадцатью кафедрами. Его криминалистическому комплексу может позавидовать любой университет. Филиал МГЭИ – единственный негосударственный вуз в Кирове, конкурс в который достигает пяти человек на место, при том что плата за обучение здесь самая высокая – 9 тыс. руб. в год. 11% абитуриентов – золотые и серебряные медалисты. Выпускники трудоустраиваются по специальности практически стопроцентно.

Конечно, учреждение Копысовой – скорее исключение, чем правило, и не только для Кирова. Важно другое – сам факт сотрудничества управленцев и негосударственников, столь нехарактерный для многих других регионов. Когда я, уже прощаясь с Чуриным, сказал ему об этом, Анатолий Михайлович пожал плечами: «Если школы и вузы конкурируют между собой – выигрывают дети». Как все, оказывается, просто…

Сергей ПОЛЯКОВ
Киров – Москва

P.S. Автор признателен Александру ИЗМАЙЛОВУ за неоценимую помощь в работе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru