Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/1999

Архив

Декларация детских прав

Документ, по которому должны учиться читать взрослые

Среди праздничных ожиданий, связанных с приближением 2000 года, не потерялся бы еще один скромный десятилетний юбилей. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию по правам ребенка. Впервые за все время существования цивилизации на нашей планете появился международный закон, закрепляющий права детей и подростков (надо при этом вспомнить, что Декларация прав ребенка появилась ровно на 30 лет раньше). Такие простые, очевидные нам вещи – интересы ребенка первичны, дети имеют право на жизнь и развитие, на защиту и заботу во имя их благополучия – стали наконец предметом соглашения государств – участников конвенции. И на сегодня к ней присоединилось 187 стран. В число подлинников соглашения вошел и русский текст наряду с английским, арабским, испанским, китайским и французским.
Пройдемся по некоторым из 54 статей Конвенции по правам ребенка, излагая не букву, но смысл их, подразумевая, что по каждому пункту государство – участник соглашения берет на себя определенные обязательства.
Статья 2. Все дети – независимо от социального статуса, этнического происхождения, выражаемых взглядов или убеждений – имеют одинаковые права.
Статья 3. Во всех действиях в отношении детей в первую очередь должны учитываться интересы ребенка.
Статья 6. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Статья 8. Уважается право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Статья 12. Ребенок, способный сформулировать свои собственные взгляды, обладает правом свободно их выражать.
Статья 13. Право ребенка выражать свое мнение – это свобода поиска, получения и передачи информации, идей.
Статья 14. Право ребенка на свободу мысли, совести и вероисповедания осуществляется в соответствии с его развивающимися способностями.
Статья 15. У ребенка есть право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного вмешательства в его личную жизнь или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 27. Признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статья 28. Право ребенка на образование осуществляется на основе равных возможностей.
Школьная дисциплина поддерживается методами, отражающими человеческое достоинство ребенка, и в соответствии с настоящей конвенцией.
Статья 29. Образование должно быть направлено на:
развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
воспитание уважения к правам и основным свободам человека;
воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, национальным ценностям страны;
подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе – в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, а также различных этнических и религиозных групп;
воспитание уважения к окружающей среде.
* * *
Статья 31. Дети имеют право на отдых и досуг, всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
Статья 37. Ребенок не должен подвергаться жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или наказанию.
Посмотрите, как созвучны эти положения гуманистическим идеям педагогики сотрудничества! И там, и здесь взрослый мир обратил свой взор на своеобычность мира ребенка, стремясь изменить так хорошо приспособленный для себя уклад в пользу интересов ребенка.
Мы узнаем мотивы школы индивидуального обучения, педагогики поддержки, развивающего обучения, идей Монтессори и Корчака, педагогики самоопределения и школы-парка, свободного класса... Талантливые педагоги всегда чутки к несоответствию устоявшейся, сложившейся системы образования природе ребенка и потому находят и обосновывают новые пути к воплощению свободы и сотрудничества.
Можете ли вы себе представить классы наших школ, кабинеты завучей, директоров и начальников УНО, в которых на видном месте в рамочке под стеклом висел бы текст Конвенции по правам ребенка? Можете ли вы вообразить работу инспекции, у которой рядом с привычными нормативными документами лежит этот документ?
Сегодня это кажется пустой фантазией, но вспомните, как все стремительно поменялось за эти прошедшие десять лет. Мы вместе со страной стали познавать новые законы гражданского общества, с трудом принимая новые ценности, и потому легко соглашаемся, что “закон-то хороший, но у нас не работает”. Тем не менее сейчас школу заканчивает новое поколение, которому смешны наши стереотипы и привычки.
А многие ли из учителей будут рады познакомить школьников с правами детей, закрепленными международным законом? В некоторых школах, как нам известно, этот закон не только известен, но и работает: ученики могут отстаивать свое право на защиту собственного достоинства цивилизованным способом. Однако таких школ единицы. В большинстве случаев остается прав парадоксальный У.Черчилль, однажды заметивший: “Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать”.
Да что там кривить душой, в своей частной жизни, в своей небольшой семье так трудно уследить за тем, чтобы не забывать, во-первых, о правах ребенка, во-вторых, о том, что они равны нашим.

Ирина НЕВЕЖИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru