Почему информация обходит школу
стороной
Может быть, мы сами выгоняем ее с урока?
Почему часто так бывает: взрослые тратят
свои усилия на одно, полагая, что детям именно это
и требуется, а дети воспринимают их усилия лишь
наполовину, а то и вообще отворачиваются?
Например, мы включили в школьные программы курс
по изучению информатики, думали, что
медиаобразование подготовит детей к восприятию
информационных потоков, а оказалось, что дети
мало чему на этих уроках учатся, зачастую просто
отвергают любую активно навязываемую им
информацию.
В школе и вне ее постоянно происходит
коммуникативное взаимодействие взрослых и
детей. С одной стороны, результаты этого
взаимодействия планируются как результаты
обучения и воспитания. С другой – неизвестной
величиной остается воздействие на учеников
неконтролируемых школой информационных потоков.
Медиаобразование, которое направлено на
подготовку школьников к жизни в
информатизированном пространстве, на внутреннюю
и внешнюю корректировку составляющих
информационной сферы человека, пока еще не
получило значительного развития.
Вот пример небольшого обследования,
проведенного в нескольких московских школах в
1998/99 учебном году. Опрашивали учителей и 102
учащихся 9–11 классов. Ответы их позволили
увидеть одну и ту же проблему с двух позиций –
учащего и обучаемого.
В анкету для учителя был включен вопрос: какие
общеучебные умения работы с информацией
формируете вы у учащихся на своих уроках?
Назовите их. В анкете для школьников тот же
вопрос был предложен в другой форме: умеете ли вы
понимать задания в разных формулировках;
находить требуемую информацию в различных
источниках; систематизировать информацию по
заданным признакам; рассказывать по картинке,
схеме, таблице, видео; составлять по тексту схему,
таблицу, сценарий видео; определять, кому
адресована информация, в чем ее скрытый смысл;
аргументировать собственные высказывания;
находить ошибки в получаемой информации,
исправлять их, вычленять главное?
Учителя среди информационных умений выделили
умение конспектировать, составлять рецензии,
вычленять проблему.
Старшеклассники ответили, что основными
информационными умениями они овладели. От 9 до 10
класса положительная оценка собственных
интеллектуальных умений все возрастала. В то же
время некоторые ребята отметили, что не умеют
понимать задания в различных формулировках (25
чел.), систематизировать информацию по заданным
признакам (12 чел.), находить ошибки в получаемой
информации (18 чел.), аргументировать собственные
высказывания (6 чел.), вычленять главное (9 чел.).
На второй вопрос, используют ли они на уроках
информацию, передаваемую по каналам ТВ, радио,
публикуемую в периодической печати,
учителя-гуманитарии сообщили, что очень часто им
на уроках помогают передачи телевизионного
канала “Культура”. Основой изучения новейшей
истории служат информационные выпуски.
Школьников просили вспомнить, какие
информационные умения в какой учебной ситуации
они применяли. Оказалось, что для многих
проявление личных информационных умений – почти
уникальное событие, выходящее за рамки
традиционного взаимодействия учитель – ученик.
“В первом классе на уроке музыки я одна назвала
Моцарта и Бетховена”, “На уроке литературы я
исправил ошибку учителя”, “На уроке биологии в
прошлом учебном году я использовал информацию из
телевизионной передачи “Диалоги о животных”,
речь шла об эволюции”...
Если принять во внимание, что
среднестатистический школьник проводит перед
телевизором от трех до пяти часов ежедневно, то,
судя по ответам, этот огромный информационный
потенциал используется не в полной мере.
Ряд вопросов касался коммуникативных барьеров.
Испытывают ли учителя и ученики коммуникативные
затруднения при просмотре телепередач,
прослушивании радио, чтении периодической
печати?
Выяснилось, что проблема коммуникативных
затруднений учеников вызывает у учителя интерес
лишь в той мере, в какой это касается изучаемой
учебной темы. Собственные коммуникативные
проблемы учитель, как и всякий образованный
человек, преодолевает, обращаясь к словарям и
справочникам. А проблема старшего школьника,
связанная с коммуникативными барьерами, загнана
внутрь. Привычки к самостоятельной работе со
словарями у него нет. Большая часть опрашиваемых
ответили, что не помнят тех слов, значения
которых не знают, стараются их тут же забыть и
вообще не смотреть тех передач, в которых эти
слова встречаются. Подросток уходит в свой
информационный кокон, не проявляет природной
любознательности, он сдается, признаваясь в том,
что какая-то часть информационного пространства
ему недоступна. А ведь речь идет не о специальных,
а об общекультурных знаниях!
У российских школьников зачастую можно заметить
отторжение от активно навязываемой информации.
Иная реклама уже через несколько дней после
появления на экране превращается в объект
насмешки, в расхожий анекдот. В настоящее время
многие средства массовой информации активно
внедряют в сознание людей свой имидж как
активных поборников справедливости.
Но доверие к СМИ не может и в принципе не должно
быть константным, и об этом тоже надо говорить в
школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|