Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/1999

Архив
Людмила ЗАЗНОБИНА

Почему информация обходит школу стороной

Может быть, мы сами выгоняем ее с урока?

Почему часто так бывает: взрослые тратят свои усилия на одно, полагая, что детям именно это и требуется, а дети воспринимают их усилия лишь наполовину, а то и вообще отворачиваются?
Например, мы включили в школьные программы курс по изучению информатики, думали, что медиаобразование подготовит детей к восприятию информационных потоков, а оказалось, что дети мало чему на этих уроках учатся, зачастую просто отвергают любую активно навязываемую им информацию.

В школе и вне ее постоянно происходит коммуникативное взаимодействие взрослых и детей. С одной стороны, результаты этого взаимодействия планируются как результаты обучения и воспитания. С другой – неизвестной величиной остается воздействие на учеников неконтролируемых школой информационных потоков. Медиаобразование, которое направлено на подготовку школьников к жизни в информатизированном пространстве, на внутреннюю и внешнюю корректировку составляющих информационной сферы человека, пока еще не получило значительного развития.
Вот пример небольшого обследования, проведенного в нескольких московских школах в 1998/99 учебном году. Опрашивали учителей и 102 учащихся 9–11 классов. Ответы их позволили увидеть одну и ту же проблему с двух позиций – учащего и обучаемого.
В анкету для учителя был включен вопрос: какие общеучебные умения работы с информацией формируете вы у учащихся на своих уроках? Назовите их. В анкете для школьников тот же вопрос был предложен в другой форме: умеете ли вы понимать задания в разных формулировках; находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать информацию по заданным признакам; рассказывать по картинке, схеме, таблице, видео; составлять по тексту схему, таблицу, сценарий видео; определять, кому адресована информация, в чем ее скрытый смысл; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации, исправлять их, вычленять главное?
Учителя среди информационных умений выделили умение конспектировать, составлять рецензии, вычленять проблему.
Старшеклассники ответили, что основными информационными умениями они овладели. От 9 до 10 класса положительная оценка собственных интеллектуальных умений все возрастала. В то же время некоторые ребята отметили, что не умеют понимать задания в различных формулировках (25 чел.), систематизировать информацию по заданным признакам (12 чел.), находить ошибки в получаемой информации (18 чел.), аргументировать собственные высказывания (6 чел.), вычленять главное (9 чел.).
На второй вопрос, используют ли они на уроках информацию, передаваемую по каналам ТВ, радио, публикуемую в периодической печати, учителя-гуманитарии сообщили, что очень часто им на уроках помогают передачи телевизионного канала “Культура”. Основой изучения новейшей истории служат информационные выпуски.
Школьников просили вспомнить, какие информационные умения в какой учебной ситуации они применяли. Оказалось, что для многих проявление личных информационных умений – почти уникальное событие, выходящее за рамки традиционного взаимодействия учитель – ученик. “В первом классе на уроке музыки я одна назвала Моцарта и Бетховена”, “На уроке литературы я исправил ошибку учителя”, “На уроке биологии в прошлом учебном году я использовал информацию из телевизионной передачи “Диалоги о животных”, речь шла об эволюции”...
Если принять во внимание, что среднестатистический школьник проводит перед телевизором от трех до пяти часов ежедневно, то, судя по ответам, этот огромный информационный потенциал используется не в полной мере.
Ряд вопросов касался коммуникативных барьеров. Испытывают ли учителя и ученики коммуникативные затруднения при просмотре телепередач, прослушивании радио, чтении периодической печати?
Выяснилось, что проблема коммуникативных затруднений учеников вызывает у учителя интерес лишь в той мере, в какой это касается изучаемой учебной темы. Собственные коммуникативные проблемы учитель, как и всякий образованный человек, преодолевает, обращаясь к словарям и справочникам. А проблема старшего школьника, связанная с коммуникативными барьерами, загнана внутрь. Привычки к самостоятельной работе со словарями у него нет. Большая часть опрашиваемых ответили, что не помнят тех слов, значения которых не знают, стараются их тут же забыть и вообще не смотреть тех передач, в которых эти слова встречаются. Подросток уходит в свой информационный кокон, не проявляет природной любознательности, он сдается, признаваясь в том, что какая-то часть информационного пространства ему недоступна. А ведь речь идет не о специальных, а об общекультурных знаниях!
У российских школьников зачастую можно заметить отторжение от активно навязываемой информации. Иная реклама уже через несколько дней после появления на экране превращается в объект насмешки, в расхожий анекдот. В настоящее время многие средства массовой информации активно внедряют в сознание людей свой имидж как активных поборников справедливости.
Но доверие к СМИ не может и в принципе не должно быть константным, и об этом тоже надо говорить в школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru