Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Государственный чиновник не начальник, а тот, кто живет на деньги налогоплательщиков

Именно исходя из этого и нужно выстраивать отношения
между школой и властью

На моем редакционном столе лежат, казалось бы, самые главные сегодня документы об образовании: Федеральная программа развития, Национальная доктрина, проекты разных положений, а еще методические рекомендации об инспектировании общеобразовательных учреждений, и еще, и еще...
И от всех этих важных материалов веет такой скукой, такой безысходностью... Хорошо еще, что все это прямо к учителю не попадает, а то бы меньше стало сил для работы.
И читать это приходится, пересиливая себя, и писать об этом приходится только для того, чтобы читатели знали, что происходит.
А вот придет иногда письмо, в котором вроде бы о том же – об образовательной политике, об очередных задачах образовательной власти, написано пусть не очень складно и гладко, зато чувствуешь: если эти очередные задачи не решить, то жить дальше невозможно.
Меня недавно один директор школы, москвич, спросил по телефону: «Ты не знаешь, почему все начальники так бьются за исполнение своих распоряжений? Как вернешься с совещания директоров, на котором тебя распекают, и пугают, и ползарплаты с тебя снимают за нарушения, так подумаешь: за что же такое наказание? Что ими движет? Страх потерять свое место? Кому оно нужно, кто на него претендует?»
Главный вопрос: что движет человеком, который чего-то добивается? Беда чиновника в том, что его мотивы скрыты от людей.
Непонятно, что им движет.
Но вот в газету пришло письмо учительницы математики из Алтайского края. Учительница эта – лидер районного профсоюза. Письмо – не жалоба, не ругань, оно начиналось так: «Хочу с вами поговорить».
Буду цитировать письмо вперемежку со своим ответом.
Любовь Богатюк пишет: «Недавно вышла статья “Школа должна учить своих попечителей...”, и я хочу поговорить с Вами по поводу вопросов, которые меня затронули.
Вы пишете, что попечительский совет может стать посредником в сложных отношениях школы и власти. Тем посредником, которым не стал профсоюз, депутаты и т.д. Вы правы, профсоюз не стал таким посредником. Начиная работать в профсоюзе, я поставила перед собой цель: объединить учителей для защиты своих прав, чтобы на равных разговаривать с административной и образовательной властью. Но власть такой профсоюз не устраивает, и нам приходится завоевывать эти позиции с большим боем. Были и забастовки, и митинги, и затяжные переговоры (коллективные договоры, соглашения).
И все это вызывает самую негативную реакцию: пытаются дискредитировать меня как лидера (приемы, принятые партаппаратчиками, думаю, вам известны), многие директора организованно вышли из профсоюза и хотят вывести учителей. Ну а наши учителя в большинстве своем верят, что если придут изменения, то только сверху, в свои силы не верят. И что печально, у многих даже отсутствует профессиональный интерес к тому, что происходит со школой – и конкретной, и вообще».

Что с этим делать?
Самая сложная педагогическая ситуация из всех возможных. Мы как бы говорим учителю: не верящий в себя, разочаровавшийся, почти упавший духом учитель – воспитай ученика!
Неизвестно, насколько ученик усвоит программу по предмету, но это отчаяние, неверие в себя скорее всего ученик усвоит крепко.
Что же дальше? Автор письма, казалось бы, должен видеть выход в том, чтобы передать школу на государственный уровень. Но все не так:

«В нашем районе, начиная с 1994 года, дважды отдавали школы в ведение муниципалитетов и дважды забирали. А сейчас вновь поговаривают, что придется школу отдавать. Уж очень комитету по образованию не хочется отдавать власть (и деньги, конечно) – ведь, пожалуй, только этим они и живут.
Когда происходили эти передачи-отдачи, я выступала перед директорами и говорила с главой администрации, к чему это ведет. Ведь жалко, упущено время. За эти пять лет школы учились бы выживать сами, накапливали опыт, процессы самоопределения пошли бы гораздо быстрее, и актуальность совета школы, попечительского совета возникла бы раньше. Но, видно, всему свое время. Я считаю, что, пока школа не станет по-настоящему самостоятельной, учитель, директор не начнут распрямляться от этой задавленности.
Вы абсолютно правы – родители должны понять, что государственный чиновник не начальник, а тот, кто живет на деньги налогоплательщиков. Но прежде, я думаю, это должны осознать учителя, а потом объяснить родителям и своей собственной активностью подвигнуть их на участие в делах своей школы. И заработает совет школы, и будет нарабатываться опыт общественного управления – и не только школой, но и нашей жизнью.
Так что, думаю, дело в нас, учителях. Мне так больно, что сделалось с нашим сельским учителем. Заходя в начале года в учительскую, я вижу, какие они уже уставшие, а ведь только начался учебный год. Взаимодействуя с общественными организациями, я вижу, что стремление к духовному оздоровлению общества уже есть, и боюсь, что эти процессы пойдут живительным потоком мимо школы, так как при разговорах с учителями мне говорят: “Накормите, дайте зарплату, а потом подходите с идеями”.
Печально. Честно скажу, что активных единомышленников у меня здесь мало. Но я пытаюсь их найти. Меня не пускают на совещания директоров или выделяют пять минут в самом конце. Не раз выступала с идеей “круглого стола” по вопросам образования в нашем районе. Но, видно, нашей образовательной власти хватает указаний сверху, а мнение общественности не столь важно.
Поэтому считаю: через “ПС” необходимо поднимать роль школьного профсоюза не столько как защитника профессиональных прав (такие публикации есть, и очень хорошие), сколько объединяющей силы, способной возродить в учителе веру в себя, объединить на решение проблем местного сообщества, помочь ему снова стать духовно сильным, чтобы стали уважать учителя как просветителя, а не как просто преподавателя. Я верю в такой профсоюз, и он сможет достойно выполнить свою роль в деле становления гражданского общества.
С уважением
Любовь Богатюк»

Оказывается, из письма сельской учительницы можно узнать гораздо больше, чем из важных бумаг, снабженных высокими грифами.
Потому что в таком письме есть живая мысль и боль за школу.
Впрочем, каждому свое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru