Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/1999

Архив

Александр АДАМСКИЙ

Чем измерить развитие образования?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить масштаб измерений: страна, регион или отдельная школа

Сигнал почти не слышен

Нам в Москве кажется, что как только на горизонте образовательной власти появится что-то новое, это сразу же становится интересным всем учителям страны и об этом необходимо немедленно написать в газете или по крайней мере обозначить свое отношение.
– Стало известно, что правительство собирается переводить финансирование школы частично на региональный уровень – поддерживаем?
– Разработали новый закон о соблюдении конституционных прав в образовании, выпустили письма об инспекции – вы слышали?
Мы слышали. В Москве. Никто, кроме непосредственных участников событий, по этому поводу не переживает.
– Дума приняла в первом чтении Федеральную программу развития образования.
Что это значит?
Только то, что надо заполнить административный вакуум документов, чтобы легче было выбивать деньги на систему образования в правительстве и из бюджета.
А школа живет своей почти изолированной от образовательной власти жизнью, и любой сигнал сверху воспринимается как угроза либо не воспринимается вообще.

...Приморский край. Село Надеждино, средняя школа. Большая районная школа – 1339 учеников. Стоит прямо в центре поселка, директор этим летом заменил сантехнику и сделал приличный ремонт. Надо сказать, что в Приморье образование в привилегированном положении. У губернатора на особом контроле. Когда пару недель назад чиновники-финансисты подготовили незадачливую бумагу, в которой хотели снять с учителей надбавки, начальник управления образования Константин Межонов смог пробиться к губернатору, чтобы, рискуя головой, попытаться спасти положение. Зная крутой норов приморского губернатора, можно сказать, что риск был немалый – либо Константин Анатольевич Межонов получит серьезное взыскание, либо губернатор оставит надбавки. Результат: никаких надбавок с учителей не сняли. Хотя, конечно, жизнь учителей в Приморье такая же трудная, как и везде.
...Директор надеждинской школы – Юрий Петрович Вольных. Закончил Уссурийский пединститут. Учитель начальных классов, но уже четыре года директор. В крохотном кабинете два приставленных друг к другу стола и ряд стульев вдоль стены. На стульях лежат свежие, только что купленные географические карты. Хотя слово “купленные” не совсем точное. 36 экземпляров карт стоит 1020 рублей. Счет выписан, карты уже в школе, а где взять деньги, чтобы заплатить за них, неизвестно.
На столе лежит грозное письмо от главы администрации соседнего населенного пункта: “Последний рейс мы сможем сделать в 19.10, прошу не задерживать учащихся”. Дело в том, что в школе учатся дети из тринадцати сел и поселков в округе. Всех детей возят автобусом: из двух населенных пунктов школьным, а из остальных – местными, в школу и обратно. Поэтому, сколько времени ученикам быть в школе, решает хозяин автобуса, и каждый раз, когда ребятам надо задержаться, возникает проблема. И таких проблем у Юрия Петровича немеряно. Вот в школе, слава Богу, есть преподаватели английского. При 2-й квалификационной категории и 28 часах нагрузки получает “англичанка” 700 рублей, и у директора постоянная боязнь, что школа лишится своих преподавателей. Выручает возможность репетиторства, но все равно это мизер.
Вообще-то дополнительные образовательные услуги на селе практически невозможны. В прошлом году пытались организовать прогимназический класс, переделали программы, ввели раннее обучение иностранному, восточные единоборства. Причем само образование бесплатно, но поскольку детям надо было весь день проводить в школе, то нужны были деньги на организацию полного дня, включая питание. Получилось 250 рублей в месяц. И не смогли набрать даже 20 учеников. Правда, выпросить деньги у спонсоров удается. А еще школа выиграла грант одной американской фирмы в 500 долларов на организацию экологического музея.
Других источников дополнительного финансирования нет. Есть, правда, возможность кормиться своим трудом. На 45 гектарах земли в этом году посадили картофель, и теперь могут кормить 400 ребят.
Судя по всему, если бы не эта возможность питаться в школе, то дети не смогли бы приходить на занятия.
При этом учителя стараются изо всех сил, и не только потому, что школа – единственный стабильный заработок на селе. Дело еще и в том, что учителя хотят, чтобы школа стала другой, особенно сельские, – они, может быть, лучше городских видят, как традиционная школа не может обеспечить выпускнику ни возможности построить свою жизнь счастливо и богато, ни даже разобраться в том, что же происходит в этом быстро меняющемся мире.

Мы хотим быть экспериментальной площадкой

А попали мы во Владивосток потому, что сейчас проходят региональные финалы конкурса культурно-образовательных инициатив на статус “Федеральная экспериментальная площадка”. В конце сентября третий тур конкурса прошел на фестивале “Авторская школа-99” в Подмосковье, а после этого – в Улан-Удэ, в Усть-Илимске, а до этого – в Краснодаре.
В конце октября третий тур состоялся во Владивостоке. 16 проектов из Приморского, Хабаровского и Алтайского краев. Экспертные группы состояли из экспертов совета по ФЭП, экспертов от регионов и сетевых экспертов. Что значит сетевых? Это значит, что там, где уже есть федеральные экспериментальные площадки, их лидеры выступают в качестве экспертов от сети ФЭП. Таким экспертом во Владивостоке стала лидер Азиатско-Тихоокеанской школы Марина Крамар.
Сама по себе работа экспертной группы была экспериментальной. В группу входили ученые из Москвы, Владивостока и Хабаровска, управленцы самого высокого уровня – экспертом от Приморья был заместитель начальника управления образования Виктор Станкевич, лидеры экспериментальных площадок. При этом, как обычно на эвриканских сборах, представления проектов и экспертные дискуссии проходили в присутствии всех желающих – любой мог выступить в качестве общественного эксперта.
– Может ли апробация государственных стандартов быть темой эксперимента?
– Возможно ли создание подростковой школы на основе развивающего обучения?
– Что такое маркетинг в образовании и как директору школы изучать рынок образовательных услуг?
– Как школа может влиять на окружающий социум?
Споры экспертов между собой и дискуссии с авторами проектов в основном были о том, как на уровне школы экспериментировать с новым содержанием образования. И уж совсем разделились мнения, когда один из экспертов, известный профессор из Санкт-Петербурга Олег Лебедев спросил: “Как вы думаете, может ли школа менять содержание образования?”
...Один из самых острых вопросов образовательной политики: какой реальный масштаб школьных изменений?
Что является единицей развития образования? От ответа на этот вопрос зависит выбор стратегии и выбор того, куда вкладывать деньги, куда направлять ресурс.
Если единица развития образования – это, например, вся сеть школ страны, то что это значит? Что все изменения надо вводить сверху сразу для всех и направления перемен одинаковы для всех школ России.
Если единица развития – система школ региона, тогда базовым является регион и роль лидера развития принадлежит ему. Значит, региональные органы управления образованием не могут не быть, например, учредителями школ, не могут не участвовать в назначении директоров, не могут не иметь права издавать свои учебники и так далее.
Сегодня идет настоящее сражение за право муниципалитетов быть единицей развития образования. Пока это сражение муниципалитеты проигрывают.
А может ли школа быть тем самым масштабом, тем местом, где, собственно, и происходят школьные изменения?
Если мы говорим “да”, это значит, мы признаем, что на уровне школы возможны изменения содержания образования, системные изменения в управлении, мы признаем, что школа может быть автономной в своей финансовой и правовой деятельности. Но большинство деятелей образования на этот вопрос отвечают: “Нет”.
Они говорят:
– Школа сама по себе не в состоянии изменить содержание своего образования.
– Школа не может быть автономной финансово и правово.
– Школа должна быть частью хорошо управляемой вертикали.
При этом они не говорят, какой именно частью. Понятно – самой нижней.
Весь сюжет, вся интрига современного развития образования основаны на этом почти гамлетовском для школы вопросе: “Может ли школа быть единицей развития или нет?”
...Об этом мы тоже говорили с Юрием Петровичем Вольных в его маленьком кабинете за чаем.
– Учителям так трудно держаться на уровне своего высокого положения – носителя культуры, просветителя. Газету выписать практически невозможно, поехать куда-то, узнать что-то новое – невозможно. Поэтому я считаю, единственный шанс сохранить себя – это творчество. А ограничить творческого человека нельзя, тогда пропадут и вдохновение, и талант, – так сказал мне 38-летний директор сельской школы Юрий Вольных.
И я с ним согласен.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru