Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/1999

Архив
Виктор ФИЛИМОНОВ:

«Нормативы не могут работать в условиях хронического недофинансирования»

Калужскую область можно считать в каком-то смысле среднестатистической.
Она не относится к немногочисленному клубу регионов-доноров, но и не числится среди самых обездоленных. Такой же среднестатистической можно считать и калужскую систему образования, не отличающуюся ни особыми провалами, ни особыми взлетами.
Как и во всех областях Центральной России, в Калужской области особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Здесь даже региональный компонент включает в себя один предмет – краеведение. В то же время на территории области Европейский совет вполне удачно реализует свою программу “Содействие развитию гражданского образования в Калужской области”, а в Боровске – старейшем российском городе – работает ноосферная школа. Причем созданная как частная, после лицензирования и получения аккредитации она взята на бюджетное финансирование. Так что плюрализм взглядов в Калуге явно налицо.
Не чужда область и экономических новаций. Здесь разработаны свои образовательные нормативы, различные модели финансирования образования, а скоро появится и свой закон об образовании. В общем, все как у людей. Нет только денег, без которых все эти новшества теряют смысл. Обо всем этом и о многом другом рассказывает глава Департамента образования Калужской области, доктор исторических наук Виктор Филимонов.

– Виктор Яковлевич, с какой степенью готовности область вступила в новый учебный год?
– Не хотелось бы, чтобы меня упрекнули в завышенной самооценке, но начало учебного года в области я бы счел как вполне организованное. Приступили к работе все школы. Во многих из них был произведен капитальный ремонт, в остальных – косметический. Заметно возросла активность местных администраций, которые стали наконец осознавать ответственность за образовательные учреждения, находящиеся на их территории. В этом плане меня очень порадовало, когда недавно ко мне пришел директор школы из одного района с главой местной администрации, и получилось так, что говорил, и говорил горячо именно второй, а директор невольно оказался как бы на вторых ролях. Но, конечно, таких заинтересованных в вопросах образования глав администраций пока еще не так много, и зачастую некоторые из них просто не знают, как обеспечить нормальную работу образовательных учреждений на вверенных им территориях, или не имеют для этого финансовых возможностей.
Разумеется, мы не только ремонтируем уже существующие школы, но и строим новые. В прошлом году в области было введено в строй шесть новых зданий, а в этом – четыре, так что вопрос с отменой трехсменки у нас решен.
Среди вновь построенных я хотел бы отметить школу в селе Дубровка Думиничского района, при строительстве которой использовались не только новые строительные материалы, но и энергосберегающие технологии. Суть в том, что температура в этой школе теперь будет поддерживаться на соответствующем уровне только во время пребывания учеников в школе и снижаться с их уходом, что дает значительную экономию при оплате за отопление. Энергетики, конечно, недовольны, а вот директора других школ, напротив, хотят внедрить эту технологию у себя.
– В наше время, говоря о готовности школ к новому учебному году, нельзя обойти вопрос о задолженности по зарплате учителям.
– В среднем у нас она достигает порядка 75% от месячной нормы, растягиваясь по муниципальным образованиям на разные сроки, но не больше двух месяцев. А вот отпускные получили вовремя все учителя области. Вообще же практически без задержек выплачивается зарплата учителям в 12 из 49 муниципальных образований области, в первую очередь в таких городах, как Калуга и Обнинск.
Надо сказать, что на августовских конференциях в трех районах, где мне пришлось побывать, нигде не услышал нытья или жалоб по поводу невыплат зарплаты. Везде они проходили в атмосфере деловитости и конструктивности. Это свидетельство высокой гражданской ответственности наших учителей.
– В какой степени удается профинансировать заложенные в бюджете на образование деньги?
– В консолидированном бюджете области расходы на образование в 1999 г. составляют 32,2%, это больше, чем в предыдущем 1998 г. (было 28,6%). Но эти цифры мало говорят о том, насколько реальное финансирование покрывает потребности школ.
По крайней мере в этом году затраты на образование покрывают чуть больше половины этих потребностей.
Кстати, в этом году впервые образовательный бюджет в области был составлен на основе разработанных нами нормативов. Правда, расчет их производился исходя из потребностей и финансовых возможностей области, что оставило за скобками затраты на канцелярские и хозяйственные товары, приобретение инвентаря и оборудования, текущий и капитальный ремонты. И хотя введение норматива, несомненно, рационализировало подготовку бюджета, но не смогло улучшить положения в школах, поскольку никакие нормативы не могут работать в условиях хронического недофинансирования.
– Очевидно, что большинству муниципалитетов сегодня не под силу самостоятельно содержать образовательную сферу. В какой мере это удается муниципалитетам Калужской области?
– Отношение собственных средств большинства муниципалитетов к областным дотациям – 30:70. Не очень отрадная пропорция, но хорошо отражающая действительное положение дел. На мой взгляд, процесс муниципализации в стране вообще несколько форсирован. Часть госполномочий была резко передана органам местного самоуправления, в том числе и в сфере образования, без учета их финансовых возможностей. Поэтому мы и имеем сейчас то, что имеем.
Тем не менее мы должны находить выход из создавшегося положения, и моя позиция в этом вопросе такова: должна быть не одна, а несколько моделей финансирования, или, точнее, софинансирования системы образования. Нами уже разработано несколько таких моделей, которые мы и предложили на выбор нашим муниципалитетам. Когда они его сделают, мы будем заключать с ними двусторонние договоры, на основе которых и будут строиться наши финансовые взаимоотношения.
Другим примером создания модели многоканального финансирования может служить разработанный нами проект примерного учредительского договора образовательных учреждений. Учредителями в нем выступят областной Департамент образования и науки и орган местного самоуправления муниципального образования.
– У вас есть целевые областные программы?
– Да, у нас есть четыре программы: программа развития образования, программа развития начального профессионального образования, «Малая Родина» и «Сельская школа». Отличительной чертой этих программ является то, что они предусматривают активное участие муниципальных образований в финансировании, разумеется, наряду с областным бюджетом. Это особенно заметно по реализации программы «Малая Родина»: в последние годы в районах значительно оживилась краеведческая работа: активизировались школьные музеи, издаются краеведческие пособия, проводятся конференции и т.п.
Программа развития начального профессионального образования предусматривает поддержку производственной деятельности профессиональных училищ и лицеев. Есть уже первые результаты: начато производство школьной мебели, которая пользуется спросом образовательных учреждений. По цене она на 30% дешевле предлагаемой на рынке, при этом не уступает по качеству. В перспективе – изготовление учебно-наглядных пособий и другого школьного оборудования. Таким образом, мы не только помогаем школе, но и поддерживаем систему начального профессионального образования.
Из масштабных программ, реализация которых в полном объеме требует больших затрат, мы выбираем наиболее актуальные направления. Так, программа сохранения и развития сельской школы будет реализовываться в части капитального строительства, программа развития – по компьютеризации образовательных учреждений. Немало сделано за текущие годы и в сфере развития учреждений социального образования, детских домов и интернатов.
Сельские ПТУ выручают нас и в деле обеспечения школ бесплатным питанием.
– По всей области?
– К сожалению, нет. Процент охвата питанием школьников в этом году по сравнению с прошлым годом снизился с 86 до 73,1 процента. Только в десяти районах питание организовано для всех учащихся. А вот в Калуге им охвачено всего 7 процентов, в Обнинске – 10, в чем, конечно, есть вина городских руководителей образованием, не сумевших найти устойчивых форм сотрудничества с пригородными хозяйствами.
– Только что вышел указ президента “О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений РФ”, фактически направленный на привлечение внебюджетных средств.
– Владимир Михайлович Филиппов правильно говорит, что сейчас немало денег в образовательной сфере обращается, минуя школу, поэтому указ правильный. Однако не знаю, насколько он своевремен. Процесс создания попечительских советов в школах давно пошел. В частности, в нашей области разрабатывается для этого нормативная база.
Главную проблему здесь я вижу не в том, как создать этот орган, а какими полномочиями его наделить, чтобы, привлекая в школу деньги, совет не мог диктовать ей свою волю. Конечно, он имеет право контролировать, куда идут привлекаемые им средства, но контролировать, а не указывать, как это подчас происходит. При этом нельзя смещать акценты. Спонсорские средства, пожертвования, расходование которых должен контролировать попечительский совет, дополняют, а не заменяют бюджетное финансирование. Поэтому проблема механизма бюджетного финансирования системы образования с принятием данного указа отнюдь не снимается.
– А какие попечительские советы могут быть созданы в сельских школах, которых в области немало?
– В том-то и дело, что к сельским школам это пока, к сожалению, малоприменимо. Сельские школы – это вообще особый мир, поскольку они несут на себе не только образовательные, но и социально-культурные функции. И здесь определенную опасность представляют неподконтрольные действия местных органов управления. Порой бывает, что, посчитав деньги, необходимые на содержание малокомплектной школы, и сравнив их со стоимостью автобуса, который будет отвозить детей в школу в соседний населенный пункт, местные руководители выбирают второй вариант и закрывают школу.
Такой экономизм мышления может привести к разрушению исторически сложившейся сети образовательных учреждений и возникновению образовательных пустынь. Иными словами, может произойти разрушение образовательного пространства области, что не менее опасно, чем разрушение образовательного пространства страны, о котором так много сейчас говорят.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru