Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/1999

Архив

Если у учителя нет чувства служения, то все разрушается

Василий Кольченко прилетел в Москву на Соловейчиковские чтения и два дня переживал их вместе со всеми. Учителя подсаживались к нему и просили рассказать об американской школе, об учителях и учениках.
Один из таких рассказов мы записали, и на свой страх
и риск, не спросясь автора, публикуем сегодня под знакомой вам рубрикой
.

Когда я уехал из России, понял – корни различия образовательных систем надо искать в культурных традициях народа. В Америке это традиция свободы. Никому не придет в голову вызывать к доске, называть учеников по фамилии. Как у нас: “Пойдет к доске...” И все дрожат, а учитель затягивает, чтобы ученики подрожали побольше.
Американские учителя очень любят проекты. Например, дают детям задание склеить фонтан из картона, и все приносят тридцать фонтанов. Мне вначале казалось, что это глупо. Нет, у них это традиция, из поколения в поколение передается. Учителя просто не знают, как учить иначе.
Еще одна традиция – невмешательство в дела школы федеральной власти. Там школы возникли не по решению федерального правительства, а потому, что общины, поселок, город открывали их сами, собирали налоги, решали, какая школа им нужна, и управляли ею. Это народная школа. И до сих пор основная часть средств выделяется из бюджета штата, поэтому министерство образования и президент имеют очень ограниченное влияние на образовательный процесс.
В школе учитель все время был свободен. Я знаю учительницу, которая выбрала для совершенно отстающих учеников Кафку. Можете себе представить: они трех слов прочесть не могут, а им Кафку дали. Но это свобода учителя.
Тридцать лет культура учительского труда выглядела довольно просто: научить не обязательно, побыли с детьми на уроке, заняли их, проект поделали – и все довольны. Потом схватились: таблицу умножения дети не знают и читать не умеют. Поняли – надо меняться. И ввели теперь в Нью-Йорке стандарт.
А наши творческие педагоги мечтают, чтобы стандарты отменили. Конечно, для такого учителя стандарт – помеха, нет сомнения. Он сам ищет, у него внутренний мотор. Но появится ли у детей больше знаний? По опыту американцев – нет. Это лекарство может не вылечить, а даже отравить.
Сейчас принято, чтобы разбогатевшие предприниматели жертвовали для школ и университетов, как правило тех, которые они в свое время закончили. Но деньги сами по себе не решают школьных проблем. Многие американские педагоги говорят: без денег, конечно, нельзя, но должно быть что-то еще.
Например, чувство служения. Если у учителя нет чувства служения, то все разрушается. Моя знакомая учительница идет в свой класс в спецшколе, как в храм. Она знает: в классе опять может быть грязно, многие ученики – наркоманы, но она не хочет уходить, ведь кто-то должен их учить. И для нее важны совсем не деньги, которые она получает. Знакомая картина, правда?
Всего пятнадцать процентов учеников от 50 миллионов школьников в Америке ходят в частные школы. Это не главная образовательная среда – в основном школы бесплатные. Даже частные делятся на дешевые и дорогие. В государственной труднее работать, дети разные, часто с нежеланием учиться, и все равно надо постараться удержать их в школе.
Я приехал на эти чтения, чтобы руку на пульсе подержать. Ведь дух и огонь творчества так легко потерять. Все остальное – научные разработки – дело наживное. А если потух огонь, потом не от чего будет зажигать. И я увидел – есть еще порох в пороховницах, не отсырел. Это хорошо. Кто был с нами, тот ощутил все разнообразие: тут один вид огня, там – другой. Интересно сравнить, интересно новых людей услышать. Но хочу порадоваться: наши ветераны, те, что были в самом начале зарождения педагогики сотрудничества, те, что подписывались под манифестом – Амонашвили, Лысенкова, Шаталов, Ильин – я слушал, смотрел, – это по-прежнему энергия, убежденность. А самое главное – боль. Но мало иметь экспрессию, надо иметь педагогическую идею, которая работает в классе, в школе, причем не только в руках этого мастера, она может пойти по стране. Только ее надо донести до учителя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru