Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Разговоры у стендов

Вероятностное образование Александра Лобка
– Несколько лет я серьезно занимаюсь
с детьми литературным творчеством.
У меня есть своя мастерская “Проба пера”. Но в этом году я впервые столкнулась
с классом, где у детей ничего
не получается. Никак не могу их расшевелить, нет у них воображения, полета. Как вы думаете, с чем это может быть связано?
– Сложно решать заочно такую проблему. Мне нужно встретиться с этим конкретным классом, поработать с ним часа полтора, после этого я смог бы сказать, что же делать. Вы говорите, абсолютно у всех детей такая проблема?
– Да в том-то и дело. Ума не приложу, как им помочь.
– В моей практике не было случая, чтобы весь класс невозможно было растормошить. Но попадались три, четыре, пять человек, у которых ничего не получалось. После проб и экспериментов я пришел к выводу, что они цепляются лучше всего за самые абстрактные вещи. Что мы делали? Я взял конструктор, состоящий
из палочек и кружочков – их можно складывать как угодно, – и предложил детям собрать конструкцию. У каждого ребенка в руках было по 12 элементов
и каждый по кругу – один за другим – добавлял свои палочки и кружочки. Получались сумасшедшие, ни на что не похожие творения. Принципиально важно, что прямым образом их интерпретировать было невозможно. Каждый раз все делали очередную пометку – на что это может быть похоже. Худо-бедно, но вдруг начиналась раскрутка. Сомневаюсь, что можно чего-то добиться прямыми наводками, они могут привести
к схематизму мышления.

Режиссура урока
– Скажите, что такое режиссура урока
и зачем она вообще нужна?
– А для того, чтобы в урок вдохнуть жизнь. В диалоге учитель – ученик нет детской жизни. Поэтому мы проводим уроки
в групповой форме. Дети объединяются
в группы случайно. Это настраивает их
на послушание, причин для капризов
не остается. Вообще “случайность” – ключевое слово для нас.
– А роль учителя в чем заключается?
– Он запускает этот механизм, обустраивает пространство и... уходит
в тень. И если в том, как он это сделал, есть тайна, что-то интригующее, то работа строится сама по себе. Со стороны он вдруг начинает видеть детей, чего не может быть, когда он стоит у доски и видит только тех, кто сидит перед ним: все, кто на галерке,
от него далеки. И что он видит: между детьми начинается всамделишная жизнь. Они вступают в равные отношения – среди них есть лидеры, есть более пассивные ребята...
– А если все лидеры попадут в одну группу? Или все пассивные?
– Ну, тогда нужно будет как-то выкручиваться. В группе, где все пассивные, придется кому-то стать лидером, а там, где все лидеры, наоборот, кому-то отойти в сторону. Но поскольку состав групп все время меняется, то дети оказываются в самых разнообразных отношениях со всеми. Исчезает деление
на кучки, нет необходимости дружить только с избранными – они все друг
с другом умеют разговаривать.

У стенда Софьи Николаевны Лысенковой
– Чем мне нравится метод опережения?
Он полностью соответствует идеям диалектики: количественное накопление
на определенном этапе переходит
в качественное знание.
– У нас в школе двое ребятишек закончили начальную школу за два года,
а десятилетняя ученица
в Ставрополе в пятой школе учится уже
в седьмом классе. Более двадцати детей освоили начальную за три года. И тоже переходили через класс.
– Вот это да!
– Когда мы только начинали, сами удивлялись. Но заметили, что у ребят сразу появлялся стимул: чем я хуже тех, кто опережает школьную программу?
– Я прочел о методе опережения
в “Первом сентября” у Василия Кольченко. Он рассказывал про дробную подачу учебного материала, растянутую во времени. И я понял, что тоже так работаю, только не называю это опережением.
– А у нас педагоги волнуются: как?! Вы приведете к нам в среднюю школу ученика семи лет, и он будет учиться
с пятиклассниками?! Мы отвечаем: понятно, что это психологически трудно учителям, но не детям. Им-то как раз легко. Они открывают себя
и гордятся собственными достижениями. Разве не ради этого мы, взрослые, работаем?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru