Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

“Коврик времени” в классе Монтессори

11.30 1 октября

-Мы прочитали в “Первом сентября”, что единственную в России начальную Монтессори-школу, после того как она сделала второй выпуск учеников, закрыли. Как и почему это произошло? – волновались учителя, собравшиеся в классе “Б” на второй урок. Неужели ничего нельзя было сделать? Ответьте!
Московскую Монтессори-школу действительно закрыли после аттестации, проведенной без всяких правил летом 1999 года. Она не подошла аттестационной комиссии департамента образования ни по каким параметрам, принятым в нашей школьной системе. В ней все было наоборот. Классов нет. Дети объединены в группы (младшую и старшую) в зависимости от доминанты возрастного развития. Важно самостоятельно освоить специально подготовленную учителями развивающую среду, а если освоил, сколько бы тебе ни было лет и какой бы месяц ни стоял на дворе, можешь перейти на следующую ступеньку. Вот почему директор школы не смогла ответить на вопрос аттестационной комиссии, сколько в ее школе первых, вторых, третьих и четвертых классов.
Уроков тоже нет. Вместо математики, русского, чтения и прочих предметов в расписании стоит: первый круг, свободная работа, второй круг или погружение (у старших), опять свободная работа и мастерские. Если кто-то из проверяющих входил в учебную комнату до обеда, то видел непривычную картину: учитель сидит за столом в дальнем углу комнаты и, похоже, ничего не делает, никого не учит. А дети за партами или на рабочих ковриках самостоятельно занимаются тем, чем хотят: сами себя учат читать, писать, считать, изучают географию, астрономию, историю. Если надо, вообще уходят из комнаты в школьную библиотеку, за компьютер, в мастерскую, в лабораторию или отправляются красиво читать только что выученные стихи. Для этого предназначена настоящая сцена.
– Где ваш учебный план? За какое количество предметных часов математики, русского и т.д. учителя деньги получают? – спрашивают проверяющие.
– Да вот план, – отвечает директор, – только он формальный. У нас каждый ребенок живет по собственному учебному плану. Маленькие его на один день составляют, а старшие – на неделю. При этом задача учителя как раз не учить детей, а таким образом учебную среду организовать, чтобы с помощью дидактических материалов, книжек, лабораторных опытов и учебных текстов дети смогли постепенно самостоятельно освоить все, что необходимо знать и уметь десятилетним выпускникам любой российской начальной школы. А еще они должны ежеминутно наблюдать за детьми, по их просьбе приходить на помощь, отмечать успехи, знать секреты организации свободной работы, научиться терпению и вере в ребенка.
– А по какой принятой у нас в стране программе работает ваша школа? По развивающему обучению? По Занкову? По традиционной? Или у Монтессори-школы своя программа?
Пришлось сказать, что и здесь проверяющие должны в свой кондуит минус поставить. В Монтессори-школе принципиально нет общей для всех образовательной программы. Каждый ребенок, появившись на свет, развивается и взрослеет в соответствии с уникальным космическим планом, который не может ни знать, ни утверждать никакое Министерство образования. Даже если мы беремся обучать детей, чему считаем нужным, жизнь сохранит в них лишь то, что каждому написано на роду. Монтессори-педагоги опираются именно на это естественное, иногда даже бессознательное стремление ребенка к освоению окружающего мира. Так что единой программы обучения действительно нет. Но педагоги, разрабатывавшие модель российской Монтессори-школы, составили и точное описание необходимых условий жизни детей на разных возрастных ступеньках. Оно основано на законах психологии и антропологии детства и на собственных сравнительных и констатирующих исследованиях. Школу закрыли, и, похоже, эти уникальные исследования теперь никому не нужны.
– А покажите основной документ – ваш классный журнал, где выставляются отметки и отмечаются темы проведенных уроков.
– Но классного журнала в Монтессори-школе тоже нет. Как и отметок. Зачем они нужны, если дети и так трудятся, словно муравьи и пчелы, весь день напролет и по высшей планке своих способностей, если дети сами с удовольствием себя проверяют и контролируют? Ведь учитель не всегда может объективно определить меру усилий каждого ребенка в достижении цели. Пять ошибок в диктанте – это далеко не для всех двойка. Это лишь норма определенной отметки. Дети в Монтессори-школе этих норм не знают. Зато они точно знают свои достижения в освоении наук и социальном поведении. Для этого каждое утро собираются в круг, а два раза в году заполняют тесты учебных достижений. Можно ли объяснить все это аттестационной комиссии? Можно, но никто учителей не хотел слушать. Нет классного журнала? Еще один минус.
Когда проверяющие сложили все минусы в своих контрольных ведомостях, то они превзошли плюсы, и московскую Монтессори-школу закрыли...
Понятно, что авторам идеи школы Монтессори в России не очень хотелось рассказывать ученикам школы Соловейчика всю эту историю. Больно и горько. Но хорошо, что рассказали, потому что невольно прояснилась не только организационная, но и сущностная сторона модели этой школы, которую в течение восьми последних лет они разрабатывали вместе с детьми и родителями учебно-воспитательного комплекса №1641 в Москве. А когда участники необычного урока потребовали показать, как можно без помощи учителя работать с каким-нибудь дидактическим материалом, во всю длину класса развернули “коврик времени”. В возрасте шести-семи лет дети делают открытие – жизнь началась задолго до того, как они появились на свет. И тогда им хочется представить, что происходило, когда их еще не было, узнать о быстротекущем времени и о событиях всемирной истории. Вот для этого учителя Монтессори-школы и придумали “коврик времени”. А взрослые ученики школы Соловейчика, как дети, стали раскладывать на нем картинки с изображениями исторических событий и подписи к этим картинкам. Ученики старались не толкаться, отыскивая место для своей карточки, они вспоминали все, что знали по истории, и старались не перепутать эпохи. А учителя стояли в сторонке, как в самой настоящей школе Монтессори. Когда все было готово и “коврик времени” заполнился картинками и текстами, оказалось, что “ученики” не ударили в грязь лицом – они ведь были уже взрослыми и к тому же почти все ощущали себя не песчинкой в нашей истории.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru