Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/1999

Архив

Преодолевая пространство и время

Это не просто письмо читателя, а лучшее послесловие к нашим летним выпускам газеты

В жизни так часто бывает: вдруг происходит счастливое совпадение. Только мы подумали: скоро день рождения Симона Львовича Соловейчика – и сразу обнаружили в почтовом ящике этот отклик на наши летние публикации “Школы сотрудничества”. Его прислала Ирина Дмитриевна Демакова – замечательный педагог и старинный друг редакции. Как же точно она увидела: главные успехи в педагогике чаще всего делят поровну педагоги и журналисты, потому что именно журналисты умеют взглянуть на происходящее отстраненно, увидеть самую сердцевину и возвысить ее до философского размышления. Так работал Симон Львович Соловейчик. Вряд ли мы сможем когда-нибудь дотянуться до его таланта. И все же высшей наградой для каждого из нас оказались слова Ирины Дмитриевны о том, что наша “Школа сотрудничества”, возможно, станет рукотворным памятником С.Соловейчику. Ведь он мечтал о такой школе и строил ее всю свою жизнь.

Я перелистываю летние выпуски “Школы сотрудничества” и вглядываюсь в чудесные портреты детей. Есть тут и фотографии взрослых, у которых беспечные и веселые лица. Наверное, думаю я, это те самые учителя, которым в течение долгих лет твердили: “Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики” и которые в конце концов в это поверили...

Запоем прочла все пять выпусков сразу и до конца. Я не знаю, что за произведение лежит на моем столе, каков его жанр и что “натворили” его авторы, но все это мне очень интересно. Как бывает со мной довольно часто, когда что-то не удается, я обращаюсь к записям лекций о Януше Корчаке, которые слушала на семинаре в Израиле летом 1990 года. Их читал нам, московским педагогам, известный корчаковед из Варшавы Александр Львович Левин. Лекции начинались вопросами: кем был и что сделал Корчак? к чему он стремился? Внезапно я осознаю, что публикация в “Первом сентября” отвечает на те же вопросы, только касаются они С.Л.Соловейчика. Кем он был? Что сделал и к чему стремился?

Когда читаешь этот собранный в книгу материал о гуманистической педагогике – педагогике сотрудничества учителей и детей всех времен и народов, невольно соглашаешься со словами, сказанными кем-то: “Главные успехи в педагогике принадлежат не педагогам”. Успех этой “книги в газете” делят поровну две группы авторов: педагоги, которые хорошо работают с детьми и постоянно думают про то, как они это делают, и журналисты, которые из своего особенного, немного отчужденного пространства, продуваемого свежими ветрами, все видят по-другому. Я думаю, что эта “книга в газете” есть церемониал – торжественное открытие памятника выдающемуся журналисту Симону Соловейчику.

Рукотворным памятником ему стала школа сотрудничества, которую он строил всю свою жизнь. Школа, преодолевшая пространство и время, разрушившая пограничные столбы и собравшая под одной крышей педагогов России, Польши, Англии, Франции, Германии и других стран, педагогов, которые жили в прошлых столетиях, и наших современников. Им неплохо вместе. В школе сотрудничества детей не унижают, не бьют, в них верят, их любят, им помогают, их поддерживают. Это школа, в которой дети свободны, трудолюбивы и счастливы. В книге многократно – чтобы мы не забывали и не расслаблялись – говорится о том, что есть педагогика не только гуманистическая, но и тоталитарная. В каждом тексте сопоставление сотруднической и карательной педагогики: свобода – рабство; усталость – бодрость и активность; доверие – контроль и оценивание, трудность быть самим собой – легкость самореализации; собственные законы и язык школы – трафареты; договор – приказ; педагогическая поддержка – равнодушие к детям...

Название книги имеет продолжение – через двоеточие мы читаем: “эстафета педагогических идей”. И хотя понятно, что слово “эстафета” означает только то, что авторы верят, что идею можно передавать от одного человеку к другому, все же этот образ не показался мне удачным, потому что он сильно упрощает ситуацию. Хорошая, добрая, умная педагогика рождается гением и трудом, на бегу ее не передашь и не освоишь...

В Библии сказано: “В начале было слово”. Авторы книги утверждают, что в педагогике вначале была идея. В сущности, перед нами книга о педагогических идеях, которые собирал, хранил и о которых писал Соловейчик. В книге их 35.

Может быть, эту книгу можно рассматривать как копилку мировых педагогических достижений, как банк данных, как перечень передового опыта? Дело, конечно, не в том, как это назвать, а в том, что нам напоминают, что мы можем черпать из этого кладезя столько, сколько нам под силу унести... И здесь нет, как в известной сказке, медных, серебряных и золотых монет. Только чистое золото.

Авторам счастливо удалось избежать ошибок, которые часто встречаются при обращении к педагогическому наследию прошлого, когда, восхищаясь трудами того или иного выдающегося педагога, практики не умеют творчески использовать его идеи. Книга позволяет говорить о свободной миграции идей, о реальной возможности использования разных идей в различных комбинациях, об отсутствии неразрешимых противоречий, о том, что идеи, рождающиеся в одной стране, могут быть приняты в другой.

В книге представлен новый взгляд на наследие выдающихся педагогов мира: речь идет об актуальности их достижений для решения проблем современного отечественного образования. Книга позволяет сделать важный вывод о том, что, хотя, строго говоря, педагогические идеи напрямую нельзя переносить из одного времени в другое, мы не имеем права терять то, что уже было достигнуто.

В этой книге мы в гостях у Соловейчика, потому что в ней не просто отобраны идеи. Каждая идея озарена талантом педагога и удвоена талантом журналиста. О ком бы ни писал Соловейчик, он словно на некоторое время вживался в этого человека и сам становился немного Корчаком или немного Амонашвили. Он всегда увлекался теми, о ком писал. Эта книга – парад его пристрастий.

Несомненно: у журналиста Соловейчика была своя педагогическая концепция воспитания. Ее основа – вера в педагога, в то, что он прочтет, обдумает, разберется, сможет. Во что верит Соловейчик? В то, что в каждом педагоге живет мечта о себе лучшем и о лучшем в себе, что воспитатель должен сам подготовить себя к педагогической деятельности, что сущность процесса воспитания не воздействие взрослого на ребенка, а взаимодействие человека с человеком; что педагог, который не любит детей, не интересуется ими и всегда занят собой, не может быть воспитателем; что ничто не может быть построено в образовании без детей, что именно ребенок – самый квалифицированный эксперт, способный оценить работу учителя, и что именно дети смогут изменить нашу жизнь к лучшему.

Каждая часть книги имеет заключительную страницу, где Соловейчик подводит итоги сказанному ранее. По стилю это небольшие эссе. Их пять. В каждом из них слова, которые дорогого стоят: “Воспитание – это искусство, а где искусство, там талант, там сердце, интуиция, вдохновение”; “Если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом”, “...бесценный опыт быть хорошим”, “Имей дух и умей возбудить его в детях”, “Воспитываем мы общением, сотворчеством и сотрудничеством”.

Симон Львович Соловейчик был человеком особой, индивидуальной дороги. У него был свой путь. Мне кажется, что ему были свойственны “сейсмографические” способности, он остро реагировал на любые изменения в мире образования, воспитания, в мире детства. На каждое изменение он реагировал словом, которое слышали все.

Почему-то с самого начала чтения книги в газете я думала о счастье человека не быть забытым людьми в наш забывчивый век, о счастье человека, который и после смерти объединяет людей и делает их лучше. Это относится и к В.Ф.Матвееву, и к С.Л.Соловейчику, и к О.С.Газману, и к Янушу Корчаку, и к А.С.Макаренко, и к В.А.Сухомлинскому – ко всем ушедшим от нас авторам и героям этой прекрасной книги. И я снова и снова вспоминаю слова из “Кадиша” А.Я.Галича, которые он написал о Петре Залевском – бывшем гренадере, инвалиде войны, служившем сторожем в “Доме сирот” Я.Корчака и убитом польскими полицаями: “О дай мне Бог конец такой, всю боль испив до дна, в свой смертный миг махнуть рукой глядевшим из окна!”

Мы смотрим из окна. Мы помним. Спасибо.

Ирина ДЕМАКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru