Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/1999

Архив

В океанах техники и информации

может утонуть не только ученик, но и учитель.
Кто бросит им спасательный круг?

Волны информационного моря почти целый день плещутся над головой ребенка. Сообщения о взрывах и экологических катастрофах, курс доллара и новая реклама – все это сваливается на маленького человека в огромном количестве; он ищет свои способы ориентироваться среди реалий взрослого мира, укладывать их в сознание, и часто бывает, что сообщения средств массовой информации занимают в его голове большее место, чем рассказы учителя. “Почему бы не использовать их в образовательном процессе, раз они имеют такое колоссальное значение для детей?” – задумались педагоги. Профессор Людмила Семеновна ЗАЗНОБИНА, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией ТСО и медиаобразования ИОСО РАО, рассказывает о том, как школа может помочь ребенку ориентироваться в современном информационном пространстве.

– Что такое медиаобразование и почему, на ваш взгляд, оно необходимо в школе?
– Коротко говоря, медиаобразование – это подготовка детей к жизни в современном информационном пространстве. Как и всякое образование, это реакция на социальный заказ общества.
Школа дает базовые знания и не должна гнаться за новейшими достижениям науки. И вот, с одной стороны, школа, с другой – средства массовой информации, которые создают информационное поле, окружающее ребенка вне школы. Каких направлений там только нет – и социальное, и политическое, и научно-техническое, и криминальное, и экологическое. Ребенок пытается каким-то образом интерпретировать эту информацию, уложить ее в свое сознание.
Но насколько адекватно это ему удается? Вот пример. Дня два назад первоклассник поинтересовался, знаю ли я, чем была Москва в древности. Я попросила подсказать. Он ответил: “В древности Москва была рекой”. Вот что осталось у него в памяти от полученной информации. Так что было бы величайшим заблуждением считать, что информация укладывается в сознании ученика точно так же, как и в сознании учителя.
– А может быть, все не так трагично? Современные дети существуют в информационном пространстве с рождения и чувствуют себя в нем если не как рыба в воде, то все же намного свободнее, чем взрослые? Это естественный ход вещей: дети смотрят то, что показывают, читают то, что находят...
– Вопрос, готов ли выпускник школы к жизни в современном информационном пространстве, я считаю риторическим. Характер воздействия СМИ порой бывает страшен: криминальная хроника, сообщения о терактах, о войне, которая идет на Кавказе, об экологических катастрофах. Взрослый человек одну информацию проигнорирует, к другой отнесется критически, третью, опираясь на свой жизненный опыт, определенным образом интерпретирует.
Но маленький человек подвержен воздействию информационных потоков. По данным социологических исследований, дольше всего сидят перед телевизором дети среднего школьного возраста, 5–7 классы, – больше трех часов в день. Они смотрят все. И воспринять это не готовы. Ребенок верит печатному слову, он не понимает механизма возникновения информации, не знает о существовании подводных течений в современной мощной индустрии сознания.
– Информационное пространство – это ведь не только опасность, но и польза...
– Действительно. Я спрашивала третьеклассников: многие из них узнали о знаменитой формуле Эйнштейна из рекламы шоколадки “Марс” и из популярного мультфильма. И дети без всяких усилий ее запомнили.
– Какой должна быть подготовка к жизни в информационном пространстве?
– Во-первых, подготовленный человек должен обладать совокупностью интеллектуальных умений, связанных с информацией, и, в частности, уметь критически ее осмысливать. Но, к сожалению, критическое мышление в нашей склонной к авторитарности школе традиционно не воспитывалось, а ведь оно просто необходимо для жизни в информационном пространстве.
Во-вторых, реагирование на актуальную информацию – тоже часть нашей готовности к жизни в информационном пространстве. Необходимо использовать актуальную информацию в учебном процессе. А этого у нас почти нет. Я не имею в виду информацию об экстремальных ситуациях – важны сообщения о научных открытиях, например. Новое должно становиться частью нашей жизни.
И третья составляющая – это некие специальные умения, связанные с компьютерами и другими средствами новых информационных технологий.
Недавно прошла информация, что на сегодняшний день активно выходят в Интернет всего 1000 школ на всю Россию. Даже та школа, в которой мы ведем экспериментальную работу, современный компьютер приобрела только в прошлом году. Сейчас их два. У детей с техникой получше, очень многие творческие работы, особенно у старшеклассников, выполняются на компьютере. Значит, есть такая возможность дома или на службе у родителей.
– Все школы России компьютеризируют еще не скоро. Начинать придется с малого, с того, что в силах каждого конкретного учителя...
– Организовать в школе медиаобразование можно без дополнительных часов и специальной подготовки учителей – в рамках тех учебных дисциплин и в те учебные часы, которые отведены на изучение основных предметов. Сейчас проводится эксперимент, наша экспериментальная площадка – московская школа № 858. (Директор – заслуженный учитель РФ Любовь Сергеевна Кругликова.)
Работа строится несложно. Главное – находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и внешних информационных потоков. У каждого учителя нашей экспериментальной школы есть список целей медиаобразования, который мы обсуждали на педсоветах. Готовясь к уроку, он выбирает ту цель, которую можно достигнуть на изучаемом материале. Да, важно научить физике, химии, чтению, письму. Но если при этом происходит интеграция медиаобразования и образования базового, то формируется система мышления.
Нас радует, что эта работа не разрушает методическую систему учителя. Он продолжает использовать те профессиональные приемы, которые выработал за всю свою жизнь.
Например, учитель биологии обычно использовала на уроках учебные фильмы, а теперь, показывая детям видеофрагменты, она ставит задачу – найти ошибку. Материал дает такую возможность, дети находят и активно это обсуждают. На одном из уроков старшеклассники сравнивали несколько разных учебников – тексты, иллюстрации, задания – и в результате сопоставления глубоко проникли в проблему.
На географии проводили интересный опыт: используя данные газет “Экстра-М” и “Центр-Плюс”, ребята на карте Москвы фиксировали цены на жилье в том или ином районе. Таким же образом изучали и анализировали рынок труда.
Дидактический материал для медиаобразования прост. Купив с утра несколько газет, учитель может включить информацию оттуда в любой урок.
В начальной школе дети приносили программу передач и выбирали то, что интересно и нужно смотреть. Набор у них был странный: конечно, “Спокойной ночи, малыши”, “Улица Сезам”, но еще они любят смотреть ток-шоу. Зато им очень не нравятся информационные передачи, но они вынуждены их смотреть, если в семье один телевизор.
– Есть ли какие-то результаты эксперимента?
– Мы активно ведем эксперимент только третий год, но уже есть любопытные наблюдения. Намного больше детей, чем обычно, выбрали на выпускных свободные темы сочинений. Учителя считают, что дети меняются, становятся активнее и свободнее, стремятся к творческому поиску, ищут альтернативные точки зрения.
– А какие, на ваш взгляд, существуют трудности? Боязнь информации, например?
– Нет. Есть боязнь техники. Но она была всегда и больше свойственна учителям. Все эти приборы дорогие и в обычной жизни учителю недоступны. Предметный мир, окружающий человека, очень быстро меняется, и люди среднего возраста просто не успевают все освоить.
На меня произвел сильное впечатление эпизод из одного американского фильма – не помню названия (“Вход и выход”. – М.Б.). Молодая ультрасовременная дама оказывается всеми брошенной в каком-то маленьком городке. Она добирается до телефона в мотеле, но телефон, оказывается, старый, с вращающимся диском, и она в полном отчаянии начинает тыкать пальцем в этот диск, будто нажимая на несуществующие кнопки... У меня слезы навернулись на глаза – это типичная ситуация российского учителя наоборот. Учителя примерно так же смотрят на компьютер. Занимаясь ТСО, мы замечали, что учитель боится даже кинопроектора. В классе, как правило, было несколько детей, которые демонстрировали кино. Максимум, что делал учитель, – выключал свет в нужный момент.
Но, несмотря на это, медиаобразование должно развиваться и дальше.

Беседовала
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru