Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/1999

Архив
Московская область,
п. Черноголовка
Елена ШАРОВА

Мы не даем гарантий.

Вашего ребенка возьмем с условием: вы разделите с нами ответственность за этот эксперимент

В школу “Веста” принимают тех, кто страдает сразу тремя-четырьмя хроническими заболеваниями и детей с особенностями развития. Классы подбирают по принципу психологической совместимости учителя и учеников. У каждого ребенка – индивидуальная программа обучения.

У часто болеющего ребенка может возникнуть так называемая инвалидная психология, он сосредоточивается на фиксировании недомоганий, чувствует себя центром вселенной и ждет от всех помощи. На родителей детские болезни действуют так же разрушительно. Около 80 процентов взрослых, измотанных хворями собственного ребенка, скатываются к откровенной гиперопеке. Общение с молодым человеком становится схематичным: на все случаи жизни даются прямые советы. Разъясняются варианты поведения. В результате подросток не нарабатывает собственного опыта взаимодействия с людьми, не учится принимать решения, отвечать за свои поступки. Действуя строго по правилам, предложенным взрослыми, он перестает исследовать жизнь, не ищет границы собственных возможностей. Тяга к самостоятельности затухает.
Примерно половина родителей детей-хроников предъявляет к ним явно заниженные требования. Но даже те из них, кто решается на тяжкую борьбу за здоровье ребенка, совершенно не представляют, что творится в его душе. Как ни странно, собственные опасения и проблемы занимают взрослых больше, чем переживания больного. Но, к счастью, бывает иначе.

***

В подмосковном поселке Черноголовка мамы, у которых родились дети со слабым здоровьем, объединились. Сначала, как водится, они бились поодиночке. Ходили по врачам, учились делать массаж, пичкали детей медикаментами, искали чудо-профессоров, верили в нетрадиционную медицину. В конце концов каждая понимала: надеяться, кроме себя, не на кого. Тут впору рукам опуститься, да вовремя нашли друг друга. И обнаружили, что получилась целая ясельная группа «несадовских детей». Стали заниматься с детишками собственными силами. Никаких фантастических идей. Кто что умел, тот тому и учил: рисовать, музицировать, игрушки мастерить. Незаметно сложилась семейная школа в садовском варианте. А возглавила это неформальное объединение психолог Елена Житомирская.
Вперед двигались интуитивно, но через год с удивлением заметили: дети и болеть меньше стали, и развиваться успешнее. Результат обнадежил. Чтобы его закрепить, обратились к новым педагогическим веяниям. Посетили семинар, проходивший в вальдорфской школе. Освоили прикладные методы работы с детьми – как шить, как вязать, словом, владеть руками.
Односельчане не могли не заметить на улицах жизнерадостную стайку малышей, всегда занятых чем-то увлекательным. Прошел слух о хорошем домашнем садике. Он разросся, стал разновозрастным. И наконец администрация поселка доверила энтузиастам создание муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении. Назвали его школой-интернатом «Веста». Житомирская стала его директором. Сейчас она говорит, что такая серьезная заявка в то время – невероятное нахальство. Но ведь не отказались же!
Опыта особенного не было. И потому, не чувствуя уверенности в том, что все получится, Житомирская всех родителей предупреждала честно: это наши первые шаги, гарантий дать не можем, ребенка вашего примем с условием – вы разделите с нами ответственность за этот эксперимент. Так в поселке рядом с общеобразовательной появилась еще одна школа – родительская. Ей уже пять лет.

***

В «Весту» принимают ребятишек, страдающих сразу тремя-четырьмя хроническими заболеваниями, а также инвалидов. Классы подбираются по принципу психологической совместимости: ученики с педагогом должны ладить.
Каждому ребенку составили индивидуальную программу. Чтобы уложиться в рамки Базисного плана, приходилось что-то изобретать постоянно. 16 вариантов программ на один урок!
Опробовали осторожно. Для начала все предметы (включая литературу и математику) как бы пронизали музыкой и живописью. Интегрированные уроки, уроки-игры… Только вроде стало получаться, как подоспели строгие СанПиНы. А как сократить программу в школе? За счет музыки, конечно. Еще факультативы и кружки позакрывать… Тут спасительной оказалась родительская школа при «Весте». Вместо факультативов клубы по интересам. Работают они не круглый год, а циклично: месяц (пока не надоест) дети мастерят игрушки, потом лепят, вышивают… Родителей-умельцев нашлось немало, так что дети весь учебный год каким-нибудь ремеслом занимаются. Поделки ребят тоже используются. Сделали, например, поролоновых кукол. Пришли с ними в первый класс, разыграли сценку: в школу поступили новички, они ничего не знают, не умеют, но очень хотят здесь учиться, ребята, помогите! И вместе с учителем куклы-помощники тут же стали обыгрывать сложные ситуации.
Когда успехи по реабилитации детей стали неоспоримыми, педагоги и психологи «Весты» решились потихоньку добавлять в классы ребят с задержкой психоречевого развития. Новички довольно легко вписались в коллектив, освоили учебную программу. Да, медленнее остальных детей, но ведь учиться в обычной школе, а не во вспомогательной все же лучше! У двух ребят тяжелые мозговые поражения, так что шансов получить приемлемое образование у них почти не было. Сейчас они уже в седьмом классе. И людьми второго сорта себя не чувствуют.

***

Ни оригинальных идей, ни смелых экспериментов. В «Весте» все делают осторожно, с оглядкой на конкретного ребенка. И считают, что теплое отношение к нему очень даже целебно влияет на его соматическое здоровье. Последние два года ребятишки, раньше постоянно принимавшие лекарства, спокойно обходятся без капель и таблеток.
«Ты мой самый любимый, хороший, у тебя все получится», – учит Житомирская взрослых общению с детьми. Она вообще не выносит резких замечаний, не любит вызывать родителей «на ковер». И своим просчетом считает горький выкрик измученных пап и мам: «Как ты мне надоел!»

***

Недавно в школу нагрянули с проверкой специалисты из управления образования. Интересовались, кто такое самоуправство с больными детьми разрешил, почему они учатся не по коррекционным программам? 85 взрослых тестировали 120 детей. Ребятишки не подкачали, с управленцами общались свободно. Попросили их что-нибудь нарисовать. Те застеснялись: не можем, не умеем. А дети в ответ: не бойтесь, это так просто, у вас получится!
– Эх, где наша не пропадала! – не выдержал один из проверяющих. И нарисовал неизвестное животное. Дети удивились: кто это? Оказалось, корова. Тогда все стали хором эту корову хвалить: и хорошая она, и добрая, и молока много дает…
Управленцы радостно отметили низкий уровень тревожности у детей. А они действительно чувствуют себя среди взрослых совершенно спокойно, совсем не боятся сделать что-то не так. Просто пробуют и видят: да, сейчас получилось не очень удачно, что ж, в другой раз будет лучше.

***

Нельзя построить город Солнца в отдельно взятой школе. В «Весте» это понимают. Стали приглашать на свои праздники и брать в поездки ребят из социально неблагополучных семей. Инициатор интеграции трудных детей в среду ухоженных и обласканных воспитанников «Весты», конечно, Житомирская. Другие педагоги ее и так и сяк от этой затеи отговаривали. Но ничего страшного не случилось. Озорники рядом с вестовскими мгновенно меняются, ведут себя совсем иначе, чем на улице. Гораздо спокойнее и уравновешеннее. Общий настрой действует.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru