Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Школа должна учить своих попечителей

а ведомство должно отдать им право утверждать программы, бюджет и назначать директоров

Тогда попечительские советы станут мощным институтом обогащения школы, а не гипсовой завитушкой на ее развалившемся фасаде

Круг проблем очерчен. Решений нет или они формальны

Нельзя не отметить очевидный факт: роль Министерства образования в правительстве сильно возросла. То, на что у прежних министров уходили месяцы, что превращалось в бесконечную бесплодную дискуссию, становилось средством решения не содержательных, а кадровых проблем, сегодня решается в течение недель. А то и дней.

Посудите сами: Федеральная программа развития образования, о необходимости которой семь лет твердили все чиновники, не только принята правительством, но и направлена в Думу с очень серьезным сопроводительным письмом председателя правительства: он считает необходимым поддержать ее и принять. И по реакции депутатов уже сейчас видно, что программа будет принята. Принята, несмотря на понимание депутатами всех ее недостатков: члены думского Комитета по образованию, например, говорят, что, если бы такая программа была представлена в девяносто втором году, ни за что бы ее не поддержали, а сейчас – не до жиру, быть бы живу. Если под эту программу из бюджета дают деньги, она будет принята. Будет принята, невзирая на критику в прессе, несмотря на довольно ироничное отношение к этой программе самих работников министерства.

Правда, могут возникнуть коллизии при смене депутатского корпуса в декабре этого года, но закон обратной силы не имеет: «умерла – так умерла», вернее, «принята – так принята».

Так что программа, которую не могли принять начиная с 1992 г. – когда она впервые появилась в Законе «Об образовании», – появится скорее всего при нынешнем министре.

Молниеносно разрешился вопрос с национальной доктриной – тоже по принципу «что тут думать, прыгать надо». После долгих лет дискуссии о том, нужна нам доктрина или не нужна, новый премьер уже подписал распоряжение, создана комиссия, ее председателем стал опять же премьер, определены сроки – машина закрутилась. Сколько бы иронии и сарказма на эту тему ни изливалось – доктрина будет сделана и делается уже.

Очевидно, что министр В.Филиппов имеет сильное влияние на премьера и завоевал особое положение в правительстве: нужные ему вопросы решаются быстро и без проволочек. Министерство образования набрало силу.

В любом случае это фактор положительный, потому что дает возможность решать системные, а не только сиюминутные задачи.

Очередным доказательством возросшего влияния образования в правительстве и вообще во властных структурах стало подписание президентом указа о попечительских советах. И это событие тоже пришлось на начало работы нового правительства и скорее всего произошло с подачи нового премьера, которому преподнес идею министр образования. Не прошло и десяти дней после того, как указ был подписан, а уже пошла серьезная работа в правительстве и в самом министерстве. Первый заместитель министра А.Киселев провел специальную планерку и определил ответственных за разработку материалов по этой проблематике. Головным определено управление региональной образовательной политики (начальник – Владимир Бацын).

В ближайшее время появятся варианты положений о попечительских советах, письма в регионы и другие материалы.

Таким образом, за короткий срок министерство сделало аппаратный рывок в области образовательной политики: программа, доктрина, попечительский совет. Хотя не все вопросы еще решены: продолжается вялое течение в сторону закона о стандартах и продолжают поступать противоречивые данные о переходе на двенадцатилетку. Разработка и введение финансового норматива, видимо, в очередной раз откладываются. Объявленная демуниципализация тоже остановлена, видимо, из политических соображений.

Но при набранном темпе можно предположить, что скоро, очень скоро эти недостатки будут ликвидированы и в течение следующего учебного года оставшиеся задачи будут кабинетным образом решены, невзирая на все содержательные, политические и экономические противоречия. Официальная образовательная политика приобрела совершенно новые очертания: вопрос назрел – надо решать. Вместо сомнений, раздумий и дискуссий появилась и набирает силу организационная технология принятия решений, появилась управленческая воля, для которой глубинная проработка вопроса вторична, а факт принятия решения по назревшему вопросу первичен.

И надо сказать, что официальная образовательная политика ведется не только министерством, но и собственно правительством.

На этом фоне можно условно разделить будущие и совершившиеся решения таким образом:

  • бессмысленные, вредные, бесперспективные – стандарты, двенадцатилетка, демуниципализация;
  • нужные, но плохо проработанные – Федеральная программа развития образования;
  • осмысленные и потенциально опасные – национальная доктрина;
  • полезные, но непосильные – норматив и новая экономическая политика;
  • очень полезные, но пока неясные – попечительский совет.

И по каждому направлению, кроме последнего, министерство и правительство оказались в ловушке: стандарты и программа есть в законе – хочешь не хочешь, а с ними надо что-то делать. Потому что при многолетнем отсутствии жесткой управленческой воли образовательное сообщество настолько разболталось, что никак не может прийти к согласию по поводу стандартов. И скорее всего в ближайшем будущем и не придет, потому что стандарты сами по себе вызревают десятилетиями, причем в стабильной образовательной ситуации, а не в переходный кризисный период.

Двенадцатилетка – тоже ловушка, потому что в ее защиту пока нет ни одного содержательного документа. А решать вопрос надо в интересах «смежников» – Минфина, Министерства экономики, МВД и других ведомств, которые за счет того, что юношей и девушек будут держать лишний год в школе, улучшат свои показатели. Национальная доктрина и демуниципализация – результат мощного давления левых, которым, во-первых, нужна официально принятая их образовательная идеология, а во-вторых, на примере образования надо показать, что необходим срочный возврат к жестко централизованной вертикальной структуре власти в России.

Идея же подушевого норматива, наоборот, принадлежит правым – и поэтому ее дальнейшая разработка грозит упреками в потакании «провалившимся реформаторам». И потом, до сих пор не ясно, по какой методике надо рассчитывать этот норматив и, самое главное, кто будет платить – муниципалитет, регион, федеральный центр или все вместе. А тут еще появилась идея скрестить стандарты и норматив, и идея эта оказалась партийно окрашенной, поэтому сейчас ее поддерживать – значит поддерживать одну из партий.

Министерство и министр оказались в трудной ситуации: все главные факторы образовательной политики оказались либо приватизированы партийными разработчиками (демуниципализация, национальная доктрина, норматив, стандарт), либо слабо разработаны (федеральная программа, тот же стандарт, тот же норматив, двенадцатилетка).

В итоге самой свежей и самой нейтральной идеей становится идея попечительского совета. Но в указе президента эта идея выглядит настолько убогой и вульгарной (там этот орган выглядит как факультативный, очень похожий на прежний родительский комитет, способствующий дополнительному выбиванию спонсорских денег из внебюджетных источников), что попечительский совет вполне может оказаться очередной дутой организацией, дискредитирующей и саму идею общественного управления, и последние попытки реформирования образования.

Каким же должен быть попечительский совет, чтобы туда пришли солидные, ответственные и пользующиеся авторитетом люди и чтобы он стал реальным органом обогащения школы?

Проект попечительского совета

Если делать попечительский совет эффективным средством обогащения школы, поддержки образования, то его надо сделать главным институтом управления, а не факультативным. Необходимо в положении о попечительском совете, утвержденном правительством, закрепить за этим советом право решения основных школьных вопросов: образовательной программы, бюджета школы и назначения директора.

С другой стороны, назначать в попечители нельзя, люди должны захотеть, их должны выбрать, но, кроме этого, их надо научить заботиться о школе. Даже тому, кто захочет завтра организовать предприятие, необходимо пройти курсы техники безопасности и получить соответствующий сертификат. Управлять же школой – дело нелегкое, необходимо иметь представление не только о правовой и хозяйственной стороне дела, но и о том, что такое содержание образования, об образовательной политике и даже об образовательной философии. Поэтому мы глубоко убеждены, что избранных попечителей необходимо учить по специальным, утвержденным, наверное, самим министерством программам (вот где сохраняется влияние федерального центра, вот за счет чего сохраняется единое образовательное пространство и проводится федеральная образовательная политика), а закончившим «курсы попечителей» необходимо выдавать специальный сертификат.

А для того чтобы попечительские советы смогли вести согласованную политику, они обязательно объединятся в ассоциацию попечителей, в союз образовательных потребителей, которые в то же время и управляют образовательным производством.

Еще раз: для того чтобы общество получило реальную возможность заботиться о школе, надо сделать, на наш взгляд, три вещи:

1. Наделить попечительский совет реальными управленческими полномочиями (образовательная программа, деньги, кадры).

2. Провести учебу попечителей с выдачей им соответствующих сертификатов.

3. Поддержать создание ассоциации попечительских советов – общественного органа управления образованием на уровне России.

Цели деятельности попечительского совета: управление и ресурсное обеспечение образовательной программы школы (или другого образовательного учреждения). Не добывание дополнительных средств, а регулирование отношений между школой и ее учредителем по полной программе.

Функции попечительского совета:

  • принятие образовательной программы школы (образовательного учреждения);
  • принятие бюджета школы (образовательного учреждения);
  • назначение директора школы (образовательного учреждения) с последующим утверждением этого назначения учредителем.

Что такое «принятие»? Это решение попечительского совета по образовательной программе, бюджету, обеспечивающему эту программу, для того чтобы потом вести переговоры с учредителем.

Попечительский совет может стать посредником в сложных отношениях школы и власти. Тем посредником, которым не стал профсоюз, тем посредником, которым не стал депутат, тем посредником, которым не может стать орган управления – ни местный, ни региональный.

Спор о школьных деньгах могут и должны вести не работники образования, а общественные управляющие школой, родители, для которых государственный чиновник не начальник, а тот, кто живет на деньги налогоплательщика.

Есть еще одно предназначение попечительского совета – педагогическое. Тот опыт, который приобретет ученик, проучившийся десять лет в школе с общественным управлением, – это совсем другой опыт, чем учеба в школе – подразделении ведомства. Если школой управляет попечительский совет – это модель гражданского общества, когда управляют граждане, а не чиновники. Этот опыт ученики перенесут во взрослую жизнь. И тогда сама жизнь изменится.

...Сегодня общественного управления образованием нет. Ни одна из попыток привлечь родителей к управлению школой не удалась. Да и кто захочет выступать в роли марионеток, от которых ничего не зависит по существу?

Если же попечительским советам дадут педагогическую власть, я знаю многих весьма влиятельных людей, которые захотят и сочтут очень престижным стать попечителями школ.

Я и сам пойду в попечители, если честно. Дело-то хорошее, важное, разве не так?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru