Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/1999

Архив
Елена ЛОСЕВСКАЯ

Камни, о которые мы спотыкаемся

Шаг из классно-урочного царства

Всей душой приемлю многоукладность и многообразие в любой области человеческой жизни. Для образования это особенно значимо. От того, какая программа образования и воспитания реализуется в школе, во многом зависит судьба выпускника. А когда таких программ несколько и у ребенка есть поле выбора, возникают условия для жизнетворчества, которое, наверное, и делает взрослеющего человека личностью.
Меня очень порадовало, что в летних номерах “Первого сентября” представлена такая богатая и яркая палитра педагогических идей. Некоторые из них даже стали для меня открытием благодаря вашей газете. Имея сегодня такой выбор, мы, без сомнения, можем сделать российскую школу не только конкурентоспособной, но и первой в мире.
Однако на этом пути есть подводные камни, о которые мы до сих пор спотыкаемся. По-прежнему мы пытаемся вложить инновационные идеи в прокрустово ложе системы Яна Амоса Коменского. На мой взгляд, классно-урочная система не должна доминировать в современной школе.
Коменский был сыном мельника и всю жизнь видел перед собой простую, незамысловатую работу. Как-то: взять зерна, выращенные на крестьянских полях, засыпать в жернова, перемолоть и получить серую массу, из которой можно вылепить все что угодно. Лишь бы пекарь попался толковый. Хочешь – лепи солдата, хочешь – раба.
При тоталитарном правлении, наверное, это была единственно возможная система. Нынче другое время на дворе. Сегодня эта система тормозит и ограничивает творческий поиск учителя.
Не хватает иногда для общения с ребенком 40–45 минут. С другой стороны, отдельные темы, предположим устройство кристаллической решетки, на уроке химии легко можно объяснить за меньшее время. И вовсе не обязательно, чтобы это был урок. Учитель может прогуливаться по саду, как Аристотель, или по ликею, как Платон, и беседовать. А дети будут ходить рядом либо просто слушать, удобно расположившись на лужайке. Естественно, что в такой атмосфере они получат более сильное впечатление от услышанного, нежели когда их загоняют в душную комнату, рассаживают, часто случайным образом, и начинают урок стереотипным “итак”.
А проблема наполняемости классов? Обратимся за примером к японцам. Это народ, который после Второй мировой войны не мог похвастаться достижениями в технике или громким именем на международной арене, а сегодня “впереди планеты всей” в области новых технологий, компьютерной техники. Так вот в Японии пришли к выводу, что в классе начальной школы на одного учителя должно быть 3–4 ребенка. Максимум!
Мы же пытаемся прийти к хорошим результатам, собрав в классы по 30–40 человек. Разве это не утопично?
Первые годы, когда мы были школой-новостройкой, у нас в классах училось не больше 22 ребят. Успеваемость была выше и поведение детей было иным.
Могут спросить: а что сегодня мешает директору, не выходя из системы целиком, решиться на эксперимент внутри учебного заведения?
Во-первых, не всем дают право на эксперимент. Надо доказать, что ты способен его осуществить. А это не только программу написать.
Во-вторых, начиная эксперимент, надо понимать, что тебя никто не освобождает от общих образовательных и воспитательных задач, стоящих перед школой. Есть в микрорайоне полторы тысячи детей, и школа обязана их всех принять до 9 класса включительно.
А если начинать новое дело, понадобятся средства, лучшие учителя. Тут поневоле задумаешься.
И, наконец, желание родителей.
Скажем, у меня 74 процента учеников – дети военнослужащих. Вполне объяснимо, что родители хотят видеть сына продолжателем своего дела. Поэтому мы открыли кадетские классы. И, кстати, с прекрасным результатом. В первом выпуске были три медалиста. Из 18 мальчиков 17 поступили в те учебные заведения, где они мечтали учиться.
Безусловно, если после прочтения летних номеров “Первого сентября” кому-то из моих коллег приглянется та или иная идея, можно попробовать воплотить ее на практике. Но, повторяю, мы столкнемся с жесткими рамками классно-урочной системы и задач, поставленных перед массовой школой.
Некоторые видят выход в отказе от всякого контроля и предоставлении полной свободы школе. Боюсь, сегодня это не решение проблемы. Далеко не все директора и педагогические коллективы к этому готовы.
Как же тогда быть? Не ломая, не разрушая все одним махом, постепенно надо отходить от классно-урочной системы. Думаю, пришла пора открыть ряд инновационных школ, возможно, в тех же районах-новостройках, создать там оазисы новой жизни, нового образования и воспитания. Причем это должны быть не отдельные случаи, а массовый эксперимент.
При современном развитии транспортных и коммуникационных средств родителям не составит труда покрыть расстояние от одного учебного заведения до другого и определиться, хотят они учить ребенка по-старому или отдать его в альтернативную школу. Да и результаты эксперимента не заставят себя долго ждать. На третий, самое большее на пятый год станет ясно: на пользу ли это ребенку, легче работается учителям или нет?

Андрей МАЗНЕВ,
директор московской
школы УВК №1863

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru