Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/1999

Архив
Себастьян ФЛАЙТ

История одного блистательного и страшного совета

О писателе, словами которого оправдывается власть

“Всегда все от добра снижается ко злу и от зла поднимается к благу. Ибо добродетель порождает мир, мир порождает бездеятельность, бездеятельность – беспорядок, а беспорядок – погибель, и – соответственно – новый порядок порождается беспорядком, порядок рождает доблесть, а от нее проистекают слава и благоденствие. Вот что приводит государство к гибели, но когда предел бедствий достигнут, вразумленные им люди возвращаются, как уже сказано было, к порядку, если, впрочем, их не ввергает в беспомощность сила каких-либо чрезвычайных обстоятельств”.

Так пишут те, у кого в запасе вечность. Макиавелли-политик ее не имел. Макиавелли-писатель ее заполучил.

Любые инструкции поражают беспощадностью. В них не содержится ни вопросов, ни многоточий, ни сомнений. Почему, когда мы читаем правила пользования каким-нибудь прибором, мы не сопротивляемся информации, в то время как открывая трактат Макиавелли, тяжело задумываемся. В сущности, власть – это способ обращаться с нами. Чем меньше власть прикрывает свои цели, тем проще ее не замечать. Макиавелли был первым, кто не стал кричать про то, что король голый, но педантично объяснил, как он устроен – как всякий.

Никколо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 года, прожил 58 лет, участвовал в политических играх своего времени, написал несколько книг разных жанров, родил шестерых детей, был современником великих артистов, потерпел полное фиаско на политическом поприще и до сих пор является компилятором истин, которые используются там, где целью является успех.

Макиавелли – это парадокс. Но это и человек с его опытом и учительским азартом. Многие одержимы учительством, но не многие смогли аккумулировать постулаты, актуальные в течение 500 лет.

А флорентийца читали тираны, попечители свобод, жаждущие славы в рамках малых и больших групп, отроки в пубертатном периоде, старики, отошедшие от дел и оплакивающие свои неудачи.

А в нашем прекрасном и отравленном государстве даже есть чудесная фирма, помогающая политикам средней руки подняться. Эта милая организация по связям с общественностью носит имя нашего героя.

А известнейшая книга Макиавелли, к которой не раз возвращался и непревзойденный деспот по имени Иосиф, называется «Государь». Эта книга лежала на столах всех современников Сталина: ее открывал Гитлер, с ней справлялся Черчилль, ею зачитывался Рузвельт, ее цитировал Муссолини. Универсальное средство. Она была когда-то внесена в Индекс запрещенных Ватиканом, но напечатана в СССР. Сталин мог иметь ее в своей библиотеке. Однако он предпочитал брать ее – и возвращать. На страницах остались следы его жирных пальцев, вставленных в стих поэтом, которого те же пальцы отправили на смерть. Сталин хотел, чтобы потомки знали, по каким рецептам он действовал.

На картонном языке классификаций Макиавелли был гуманистом и титаном эпохи Возрождения. Иначе говоря, он много читал античных авторов, ценил римские древности, в том числе гражданские, не полагал церковь носительницей истины в последней инстанции, считал необходимым оповещать друзей о своих похождениях задолго до исповедника, дерзал думать, что жизнь здесь гораздо важнее загробного блаженства, и так далее. Он считал себя гражданином, человеком сего мира и полагал правильным адресоваться к князю того же мира.

Живопись, которую он не заметил, сохранила для потомков его облик. Художники не польстили Никколо. Это персонаж, не озабоченный обаянием. Маленькая голова, тонкие губы, злые глаза и сарказм умного человека. 29-летнего успешного политика.

Успешность в тогдашнем масштабе нам, привыкшим к планетарным масштабам, несколько смешна. Макиавелли грезил о процветании города, а ради его процветания нужно было присоединить городок, находившийся в 30 км.

И все-таки таинственным образом античная политическая мысль, рассчитанная на такие же расстояния, к современности не приложима, а мысли флорентийского патриота питают политиков наших дней. Вероятно, древние во главу угла ставили «как устроить», титаны – «как добиться и удержать». Редкий случай: неудачник внятно изложил, как обрести удачу.

Большой совет Флоренции избрал его вторым канцлером, затем назначил секретарем Военного совета. Он должен был вернуть Пизу Флоренции любой ценой – вплоть до приглашения французов. Он еще не утратил способности удивляться и потому был потрясен, узнав, что иностранцы находят больше смысла в ненависти к его соотечественникам, нежели в удовлетворении их просьб.

Тридцати двух лет он женился на Мариетте Корсини, которая произвела на свет шестерых, коих, вместе с их матерью, он никогда не упоминал в письмах. Макиавелли употреблял слово «любовь» только в паре со словом «родина». Многочисленные интрижки, которые он затевал, носили чисто прикладной характер – сделать и отписать друзьям.

В своих политических разработках он использовал и этот опыт. Похоже, как человек эпохи, он действовал по принципу: попробовать следует все, а вкус – удел привередливых.

Судьба смеялась. Только Макиавелли успешно наладил отношения с Чезаре Борджиа, как стали умирать папы-покровители, и никто более не захотел помогать его городу. Никколо организовал ополчение, которое действовало успешнее наемников – и Пизу наконец вернули в 1509 году.

Однако коварный папа Юлий II призвал испанцев, те осадили Флоренцию. Макиавелли пал, обвиненный в заговоре. 22 дня он провел в тюрьме, в том числе в пыточной камере. Полное крушение личных амбиций, надежд и политических планов!

Но все-таки из тюрьмы его выпустили, и 40-летний политик удалился в добровольное изгнание. Там, в нелюбимой тиши, он написал свои книги. Только одна из них была напечатана при жизни. Медичи не желали видеть его в политике и не полагали, что откровения в «Государе» должны вернуть его к власти. Макиавелли стал ездить к таким же опальным и написал «Рассуждения по поводу… Тита Ливия». Эта книга имела престранное воздействие на его соплеменников – они захотели, чтобы им вернули римские должности… Никколо мечтал о римской доблести, а граждане жаждали только назначений.

Он много понимал в инструментах власти. Больше, чем умел ими пользоваться. «Война – не беда, потому что естественна и управляема. Вреден необузданный мир… Злосчастья, которые обычно порождаются в мирное время…»

Но он терялся, когда сталкивался с живыми людьми. «Кто не хочет вступить на путь добра, должен пойти по пути зла. Но люди идут по каким-то средним дорожкам, самым вредным, потому что не умеют быть ни совсем хорошими, ни совсем дурными».

Он терялся, когда ощущал вторжение надмирных категорий. «Может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину или около того она предоставляет самим людям». Это не речь готовящегося к прыжку. Это торговля с силами, которые ему неподвластны.

Между тем французы были побеждены, Медичи пали, но пришедшие им на смену не пожелали видеть в этом заслуг Макиавелли, служившего тиранам. От горя он слег и 21 мая 1527 года умер, исповедавшись и причастившись. То, что он умер как христианин, составило тему недельных городских пересудов...

Максимально откровенный политический писатель не играет в прятки со смыслом. Даже в смешной пьеске он неуклонно проводит мысль, ясную каждому управленцу: незаменимых людей нет, тот, кто вчера был белым, сегодня станет черным, потому что так правильно и соответствует моменту.

Он написал историю своего действительно любимого города. В этом повествовании не нашлось места ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Боттичелли. Власть – одна из сильнейших страстей, она вытесняет человека из понимания его задач. Искусство – возвращает или тщится. В пристрастии власти к искусству очень много нечистого. Он знал, что это так.

“В идеале правитель должен внушать и страх, и любовь... Ответ состоит в том, что лучше сочетать то и другое; но поскольку это трудно, гораздо лучше быть объектом страха, чем любви».

Макиавелли, сформулировавший главный постулат власти – цель оправдывает средства, – пять веков на страницах своих книг напоминает о единственной цели, которую он имел в виду: «Я никогда не вынуждал к безнравственности как таковой, но только в том случае, если это необходимо для создания сильного государства». Что ж, порой история принимает это оправдание. А хотим ли мы жить в подобном сильном государстве – вопрос уже не к Макиавелли...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru