Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/1999

Архив

Почти безупречная история

Ляшенко Л.М.
История России. XIX век.
Уч. для 8 кл. –
М.: Дрофа, 1998. – 256 с.

Автор представляемого учебника – ученый-историк, один из лучших отечественных специалистов по истории России XIX века. И он как профессионал, прекрасно понимая, что задача преподавания истории – не заставлять ребенка запомнить уйму фактов (что и не нужно, и просто невозможно), а научить его анализировать исторический процесс, чтобы дать возможность не только разбираться в прошлом, но и уметь ориентироваться в настоящем.

Сразу на себя обращает внимание непривычно малый объем книги. Каждый параграф представляет собой небольшое исследование, логично построенное, основой которого выступает социально-экономическая история. Она занимает в учебнике достойное место, в чем сразу заметно отличие теоретической базы автора от новомодных течений и симпатии к историческому материализму, конечно, не имеющие ничего общего с догматикой. Автор сумел справиться с очень трудной задачей: написать текст не только грамотно с научной точки зрения, но еще и интересно. В результате повышается вероятность того, что ребята смогут воспринять и те сложные проблемы, которые обсуждаются в учебнике.

Но основное содержание параграфов – это далеко не самое интересное. Фактически настоящее изучение истории начинается именно после параграфа. Вопросы и задания составлены так, что ребенок, отвечая на них, разбирается в причинах событий, учится не только и не столько заучивать материал, сколько понимать его. Л.М. Ляшенко специально наряду с обыкновенными проверочными вопросами ставит и вполне современные научные проблемы, перед которыми пасуют многие его научные коллеги. Вот, к примеру, несколько вопросов и тем для дискуссий, посвященных восстанию декабристов:

Иногда утверждают, что движение декабристов было случайным явлением в русской истории. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Дальновидно ли поступило правительство, жестоко расправившись с участниками восстания? Почему?

Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?

Декабристы на следствии и в Сибири: почему столь разным было их поведение?

Напомню читателю, что эти вопросы адресованы ученикам восьмого класса. Легкими их назвать нельзя, а в тексте автор намеренно не дает ответов, заставляя детей докапываться самим. После вопросов следует рубрика “Историческая разноголосица, или Кто прав?”, где находятся пары внешне противоречащих друг другу суждений историков или очевидцев событий, причем внешне обе эти точки зрения выглядят вполне обоснованными; в действительности же они дополняют друг друга. Подобный прием позволяет заставить детей не только делать выводы из материала учебника, но и формулировать собственную точку зрения, что, как мне думается, и было основной задачей Л.М.Ляшенко и что является главной задачей исторического образования вообще. Этому же посвящена еще одна рубрика – ”Загадка от...”, где приводятся сложные, парадоксальные или метафорические высказывания историков и очевидцев. Приведу два примера.

Поговорив с возвратившимися из ссылки декабристами, П.А.Вяземский записал: “У этих людей всегда 14-е декабря и никогда не настанет 15-е”. Что он этим хотел сказать?

В начале XIX в. В.В. Петров открыл явление электрической дуги, позже названное именем Вольта. В 1832 г. П.Л.Шиллинг за пять лет до знаменитого С. Морзе изобрел электромагнитный телеграф. В чем причина такой несправедливости в отношении российских ученых и изобретателей?

Я не сомневаюсь, что уважаемый читатель ответит на эти вопросы, но, во всяком случае, любого человека они заставят задуматься, и не только о XIX веке, вызывая неизбежные ассоциации с современностью.

И еще. В конце каждой главы ребятам предлагаются темы для дискуссий, в процессе которых до сих пор ломают копья ученые (например, является ли философская направленность русской литературы XIX в. ее достоинством или недостатком?). Школьник, не имеющий достаточно информации, для того чтобы ответить на все эти вопросы (а большинству они будут интересны), буквально изнывает от любопытства – и тут рядом (конечно, не случайно) располагается небольшой список рекомендуемой литературы. Как показывает опыт, так можно заинтересовать историей и двоечника, и математика. Книжки, кстати, рекомендуются вполне доступные для восьмиклассника, несмотря на их научность: Эйдельман, Лотман, Троицкий и др. Максимальное приближение школьного изучения к науке будет только положительным, что бы ни говорили многочисленные методисты.

Но, как ни печально, даже в этом учебнике приходится отметить весьма серьезные недостатки. Автор начинает изложение сразу с царствования Александра I без необходимого введения, повествующего о том, что представляла собой Российская империя (политика, экономика, социальная сфера) в начале XIX века, без которого трудно сразу начинать рассмотрение исторических событий. Далее, в разделе, посвященном войне 1812 года, Л.М.Ляшенко почему-то привел устаревшие данные о потерях, из которых следует, что в Бородинской битве Наполеон потерял чуть ли не половину армии, что является старой выдумкой, в науке давно опровергнутой. И, наконец, самое неприятное. В параграфе, посвященном значению религии в XIX в., явно затушевывается тот факт, что православие в то время было не более чем государственной идеологией, а священники – чиновниками на государственной службе. Ссылки автора на “традиции старцев Оптиной пустыни... готовых... возродить высокие религиозные чувства” отчасти оправданны, но церковь тогда состояла вовсе не из подобных подвижников, которых было ничтожное меньшинство. И уже просто несерьезно выглядит комментарий к изображению храма Христа Спасителя, повествующий о том, что “его возрождение в наши дни – вновь на собранные народом средства – важнейшее событие в духовной жизни России”. Думается, однако, что остальное содержание этого учебника, заставляющее ребят мыслить самостоятельно, неминуемо приведет их к мысли о спорности (мягко говоря) этих утверждений.

В заключение мне хотелось бы настойчиво порекомендовать всем приобрести этот замечательный учебник, который можно использовать еще как пособие для старшей школы, просто как пособие по данному периоду, а также как руководство по профессиональному написанию учебников.

Сергей Соловьев

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru