Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/1999

Архив

Поурочное планирование – в мирных целях

Кацва Л.А.
История России с древнейших времен до середины XIX в.: Пособие для старшеклассников и абитериентов. –
М.: АСТ, 1999

Пожалуй, впервые принципы и форма поурочного планирования, которым мучают студентов в педагогических вузах, а иногда и учителей в школах, претворены в пособии для подготовки к экзаменам. Появилось пособие, где методически расписаны не уроки, а экзаменационные вопросы. Надо сказать, что из этого повопросного планирования получилась практически идеальная система индивидуальной подготовки к экзамену по истории, вступительному или выпускному. Паника, которая охватывает школьника или студента перед экзаменами, хорошо знакома многим. Хватаясь то за учебники и пособия, то за монографии, бедняги часто просто теряют последние дни в судорожных попытках объять необъятное.

Автор пособия хорошо известен по школьному учебнику “История России для 6–8 классов (с древнейших времен до середины XIX века)”. Новое пособие для поступающих в вузы посвящено тому же периоду (на этот период в билете на вступительных экзаменах обязательно приходится один из двух вопросов), но принципиально отличается от них.

Разбивая материал пособия на темы, автор и ориентировался на экзаменационные билеты, и каждой из 52 тем соответствует экзаменационный вопрос – от восточных славян в древности и Киевской Руси до внешней политики России в первой половине XIX века. Для того чтобы разные формулировки одного и того же вопроса на экзамене не ставили экзаменующегося в тупик, в начале каждой темы приводятся чаще всего употребляемые варианты экзаменационных вопросов.

Структурирована каждая тема необычно. Первым делом, как в пьесах и либретто, читателю сообщаются основные события и действующие лица. Благодаря этому приему гораздо труднее “утонуть” в бесчисленных подробностях или, как это часто случается, рассказывая о декабристах, забыть о Черниговском восстании, а также, говоря об Отечественной войне 1812 года, не назвать наполеоновских генералов. Облегчит подготовку и приведенный к каждой теме список исторических понятий, смысл которых раскрывается в самом содержании темы.

Предисловие предупреждает – желательно при подготовке пользоваться и другими книгами (например, художественными альбомами при ответе на вопросы, посвященные культуре), потому что содержание ответа по каждой теме содержит лишь минимум, необходимый для хорошего ответа. Надо сказать, этот минимум излагается достаточно подробно. А часть вопросов, посвященных истории XIII–XV веков, раскрыта намного подробнее, чем это нужно для экзаменов. Поэтому для вдумчивого читателя, сумеющего правильно воспользоваться методическими изысками пособия, может быть достаточно и этой книги.

Например, пользуясь предметно-именным указателем, можно подготовить ответы на так называемые “сквозные” вопросы (например, история российского крепостничества), подробные планы, по которым рассказывается содержание ответа, использовать для самопроверки, знание событий и дат проверять по хронологической таблице. В каждой теме четко выделено, что нужно уметь показать на карте (обычно не более 2–3 пунктов). И если читающий не будет пренебрегать этими рекомендациями (в пособии есть необходимые, специально составленные карты-схемы), то и проблем, связанных с историко-пространственной ориентацией, у него не будет.

Несмотря на то что пособие ориентировано на индивидуальную работу, голос преподавателя все-таки присутствует. Каждая тема заканчивается пунктом, на что следует обратить внимание при ответе. Здесь автор поясняет некоторые теоретические вопросы, имеющие принципиальное значение для темы, а также предостерегает от наиболее распространенных на экзаменах ошибок.

Жаль, что далеко не всякий школьник сможет для себя самого стать учителем – чтобы заниматься с такой книгой, нужна большая доля самодисциплины. Но учителям такое пособие будет как бальзам на душу. Ведь, несмотря на обилие выпускаемой методической литературы, они не особенно избалованы подобными изданиями. Особенно интересным пособие будет тем из них, кому приходится читать в старших классах обзорный курс русской истории в качестве второго концентра.

Объявленный на обложке универсализм издания – не рекламный трюк. Это действительно универсальное издание, которое будет полезно не только абитуриентам, школьникам, но и учителям и родителям. Пособие настолько оригинально и блестяще составлено, что есть надежда: читателей не отпугнет плохое полиграфическое исполнение, и трудности прочтения текста на серой бумаге, разглядывания серо-белых карт будут вознаграждены.

Татьяна КОШКИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru