Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/1999

Архив
Мария Калужская

Детские страхи, радости, увлечения...

Чем внимательнее мы к ним отнесемся, тем больше сможем понять в самих себе и в наступающем веке

Перед вами необычное исследование: дети отвечают на вопросы, которые мы, взрослые, связываем с настоящим и будущим России. Результаты этого опроса можно трактовать по-разному, но есть в них несколько неожиданностей, от которых просто дух захватывает. Оказывается, у детей свой, отличный от взрослых, взгляд на вещи! Например, понятие Родины для них – не общая географическая или политическая категория, как для взрослых, а – место, где они живут: регион, город, поселок, улица. И если там, на “взрослой” Родине, которая называется Россией, ничего хорошего как будто не происходит (а ведь знают об этом они лишь со слов взрослых), то здесь, на Родине настоящей, дети видят и надежду, и красоту, и реальное улучшение жизни. Конечно, мы, взрослые, найдем много нелепого и даже тревожного в нынешних детских представлениях о мире, что-то непременно оспорим и опровергнем – и все-таки нам есть чему поучиться у них...

Изменения, происходящие сейчас в России, означают не только политическую или экономическую ломку; может быть, наиболее существенным в них является изменение традиционных российских ценностей. Большая и сильная имперская Родина сужается до размеров края, города или даже минимального освоенного пространства (от дома до школы); еще шаг – и любое обжитое и эмоционально принимаемое пространство становится родиной.

Почти всю свою историю Россия была страной долговечных правителей, устойчивых ценностей и закоренелых привычек. Теперь же наша реальность – сама нестабильность; те, кому сегодня от 7 до 10 лет, представляют собой первое поколение граждан, вырастающих в обстановке тотальной изменчивости, переоценки и переуценки. Поэтому их мышление совершенно естественно защищается более ранним складыванием абстрактно-логических структур, дающих возможность ситуативного выбора и внеэмоционального предпочтения. А законы ментального взросления предполагают довольно жесткие возрастные границы: форсированное становление одних структур с неизбежностью означает отставание других.

Наблюдается, в частности, массовое торможение в развитии речевой сферы, процессов запоминания и воспроизведения, функциональные расстройства внимания, сенсомоторных навыков. Задерживается созревание нравственного ядра личности, гражданской позиции, ответственности. Из 250 опрошенных автором екатеринбургских младшеклассников 187 заявили, что хотели бы подольше оставаться детьми, а 65 человек отметили пункт “Я вообще не хочу взрослеть”.

“Я буду делать что хочу”

Весьма размытым оказывается представление о родине. Меньше половины детей связывают образ родины со страной (Россией); родина для них – родной край (Урал или город Екатеринбург). Большая родина ассоциируется, как правило, с упадком, кризисом, войной, бедностью и отсталостью; малая – с подъемом, улучшением, с красотой, надеждой. Идеологически культивируемый имперский образ единой России распался, во всяком случае, он не присутствует на карте мира подрастающего поколения. Попытка привязать патриотизм к судьбе всей страны неизбежно порождает капитулянтские варианты поведения: “Буду копить деньги и потом уеду в Америку”; “Чем в эту Москву ехать, лучше сразу в Германию”. За последние годы участились смысловые наложения, когда на вопрос “Как называется твоя страна?” первоклассники отвечают: “Екатеринбург” или “Урал”. Хотя при этом почти безошибочно называют президента России и выказывают осведомленность в центральных политических событиях.

Политизированность младших школьников является конечно же составной частью политизированности массового сознания в целом. Разве что дети со свойственной им способностью усугублять взрослые суждения создают на основе реальных событий этакие “сказания о земле российской”. Например, во втором классе при изучении темы “Добро и Зло”, когда обсуждалась сказка О.Уайльда “Великан-эгоист”, дети коллективно (и совершенно неожиданно для учителя) создали такой образ. Наше правительство, президент – это Мельник: говорит красивые слова, обещает отдать тачку, а на самом деле ничем не делится и только заставляет работать на себя. А мы (народ) – это Маленький Ганс: слушаем все слова, верим и все делаем для Мельника. Если мы и дальше будем вести себя, как Ганс, мы можем погибнуть.

А в первом классе на уроке под названием “Что такое философский вопрос?” ученик предложил перефразировать вопрос Винни-Пуха “Куда идем мы с Пятачком?” – “Куда идем мы с президентом?”. Налицо персонификация отношения: вслед за родителями дети винят во всех бедах одного плохого царя и предлагают глобальные варианты выхода из кризиса: “Если бы я был президентом, я запретил бы нарушать законы, воровать и брать чужое”; “Я – президент Екатерина III. У меня везде порядок. И над всей страной построен такой купол из стекла – для защиты от холода”. Впрочем, есть и другие варианты: “Когда я буду президент, меня все будут бояться, чтобы я на кнопку не нажал. И я буду делать что хочу, вызову к себе кого хочу и уволю”.

Важнее всего на свете...

Можно проследить за формированием приоритетной шкалы жизненных ценностей у детей младшего школьного возраста. 250 екатеринбургским школьникам было предложено ответить на вопрос: “Что, по-твоему, важнее всего в жизни?”. 108 детей поставили на 1-е место вариант “любовь и семья”, 56 предпочли “хороший дом”, 32 человека выбрали вариант “дети”, 19 человек – “шикарный автомобиль”, 13 (в основном девочки) отметили “красивую внешность”. Такие пункты, как “известность, слава”, “власть и сила, чтобы многие подчинялись тебе”, а также “доброе имя, уважение”, оказались аутсайдерами списка.

Самыми социально престижными и желанными профессиями в глазах младших школьников конца 90-х годов стали следующие (по убывающей):

1) директор фирмы (для мальчиков) и фотомодель (для девочек);
2) бизнесмен;
3) врач;
4) полицейский (милиционер);
5) спортсмен (для мальчиков) и модельер (для девочек);
6) артист;
7) ученый, путешественник;
8) водитель (для мальчиков) и парикмахер (для девочек);
9) ветеринар;
10) банкир.

Видно, что предпочтения юных респондентов во многом продиктованы стандартными образами кино, видео, рекламы.

И, разумеется, дети транслируют мнение взрослых. Например, по сравнению с аналогичными опросами трехлетней давности сильно упала популярность профессии банкира и совсем исчезла из десятки строка “президент”, поскольку родители последнее время отзываются о них не лучшим образом.

“Мне не хватает собаки”

Как оценивают дети уровень благосостояния своей семьи? Многие (больше половины) члены семей среднего класса и почти столько же (44%) представителей бедных слоев считают, что они живут довольно богато или нормально, как все. Так же как и половина вполне благополучных детей признает себя живущими не очень богато или даже (17% ответов) бедно! Конечно, здесь вступают в силу разные критерии; для их выявления был задан дополнительный вопрос: “Чего тебе не хватает для полного богатства?”. Ответы резко дифференцировались в зависимости от доходов:

– своей комнаты, компьютера для игр, нарядной одежды, карманных денег, вкусной еды вдоволь не хватает для богатства малообеспеченным детям;

– машины, дачи, большого дома, сладостей и подарков каждый день – это для среднего слоя;

– дачи на берегу моря, яхты, личного самолета, прислуги иногда не хватает обеспеченным детям.

Хотя в каждой из выделенных групп от 15 до 23% опрошенных выделили пункт “Я считаю, у меня все есть”, эти дети ориентированы на иные, нематериальные признаки процветания. Часто они вписывают в анкету свои особые пожелания: “Мне не хватает собаки”; “Хочу сестренку”; “Пусть бы папа и мама жили вместе”.

Лучше потратить деньги на путешествие!

В нашу жизнь за последние годы прочно внедрились новые феномены и понятия, знаменующие приход рыночных отношений. Взрослые воспринимают их неоднозначно – через инъекции СМИ, популистские лозунги политических лидеров, собственный не всегда удачный опыт контактов с “диким рынком” России. Каким образом и в каком качестве они входят в сознание и подсознание детей?

“Как ты думаешь, что такое рынок?”, “Кто такие бизнесмены?”, “Чем бизнесмены отличаются от других людей?”

Вот типичные ответы:

Рынок – это типа базара. Раньше там просто машины стояли и грязь была, а теперь такие домики для торговли.

На рынке люди зарабатывают деньги, но могут и потерять их.

Рынок – это работа для людей: один покупает, другой продает.

Бизнесмены – это богатые люди; у них есть все, чего бы они ни пожелали.

Бизнесмены – это люди с высшим образованием, очень умные. Они всегда знают, как поступать.

Это нечестные люди, воры и бандиты. Они обманывают и отбирают деньги.

Получается, что понятие рынка и рыночных отношений накладывается у младших школьников на реальный образ оптового (или вещевого) рынка, который отличается от базара большей аккуратностью. Из конкретного оптового облика вычленяются сущностные черты рыночных отношений: гибкость цен, получение выгоды от продаж, перепродажа, торговля как вид работы.

“Если у тебя будут деньги, куда ты будешь их вкладывать?” – ответы на этот вопрос анкеты распределились таким образом:

– я буду их копить (38%);
– я буду покупать дорогие вещи (34%);
– я буду помогать бедным и больным (29%);
– я организую свое дело (22%);
– я буду тратить деньги на путешествия (16%);
– я передам их своим детям (14%);
– я буду играть во всякие лотереи и игры, где дают призы (9%);
– я положу деньги в банк под проценты (6%);
– я буду покупать акции и играть на бирже (3%);
– я спрячу деньги в тайник (0,5%).

Кризисная ситуация в стране уже воздействовала на детское сознание: пока они больше настроены на домашние накопления или вкладывание денег в дорогие вещи. Достаточно сочувствующих набрали неимущие, нуждающиеся в помощи. А вот доверять деньги банкам или превращать их в ценные бумаги школьники, наслушавшись взрослых предостережений, совсем не торопятся. Они скорее чисто по-детски потратятся на путешествия или лотереи.

Младшие школьники способны воспринимать не только содержательную логику учебного материала или воспитательного воздействия, но и – в первую очередь! – его эмоциональный градус и интонацию, ритм и энергетику:

“Самое большое на свете – это любовь. Не такая, как в фильмах, а когда мы все любим друг друга. И деревья, и цветы. И они любят. И все мы глядим друг на друга”.

Дети остаются чуткими и понимающими; они – словно маленькие приемники и трансляторы наших мнений. Детская картина мира – зеркало взрослой, и в наших силах сделать ее не скучной и трафаретной, а своеобразной и многогранной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru