Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/1999

Архив
Образовательный
центр “Азъ”
Сергей ПЛАХОТНИКОВ

О пользе столярных работ

Чтобы родители не пилили ваших учеников, дайте им в руки настоящую пилу и кусок фанеры

В начале лета, как раз когда я решился взять второй в жизни первый класс, мне удалось съездить в подмосковное Лыткарино – в детский сад, где грамоте и письму детей обучают по методике Евгения Евгеньевича Шулешко. Там я впервые увидел, как дети-шестилетки работают в тетрадях перышками-макалками. Ловко выписанные росчерки произвели на меня ошеломляющее впечатление.
Из головы не шли и подставки под тетрадь. Я понимал, что приобретение или изготовление таких подставок – целое событие в жизни школы. Не помню, что меня более простимулировало – событийность или забота о здоровье детей, но я решился. Посмотрел методичку (Е.Е.Шулешко “Обучение письму и чтению”), прикинул размеры. Кто-то подарил нам лист толстой фанеры…

Предшествующее первому сентября собрание сильно озадачило родителей моих первоклассников. Изготовить подставку, да еще по четко заданным размерам – дело нешуточное. Но я доверял родительскому энтузиазму. (Хотя были и такие мамы, которые поддались панике: мол, мой муж не может и не будет этим заниматься, у него своей работы невпроворот.) Признаться, на мам я тоже рассчитывал. И не ошибся.
Первые проблемы были решены сходу. За фанерой начали приходить. В связи с этим я выделил для себя, на будущее, три способа организации трудовой деятельности родителей:
1. Реализация отцами материнского инстинкта.
Папа приводит с собой сына и не забывает про пилу. Справляется о наличии материала, обустраивает в коридоре рабочее место, достает из сумки пилу и приступает к работе. Я бы квалифицировал этот способ работы как самый благоприятный – для ребенка, для родителя и для школы.
2. Реализация отцами отцовского инстинкта.
– Где у вас тут фанера? – спрашивает запыхавшийся папа.
Подробно объясняю и показываю.
– А что, ее надо пилить?
Утвердительно киваю.
– Но мне жена об этом не сказала...
Сочувственно пожимаю плечами.
– Может, у вас есть в школе пила? – в заключение спрашивает кормилец.
– Увы, – отвечаю я.
3. Реализация мамами материнского инстинкта.
Женщины – народ кооперативный, сильно социальный, в них глубже, чем в мужчинах, сидит коллективистский запал. Отчаяние заставляет их творить настоящие чудеса. Если у одной мамы пилить не получается, то ей на смену приходит другая, и так до бесконечности. Пока “золоченые, всеоплодотворяющие трутни” чахнут на производстве, «пчелы» завинчивают шурупы, вбивают гвозди, пилят и любят своих детей. Подобный способ организации я бы не расценивал как негативный. Более того, он позитивен для тех семей, в которых растут девочки. С самого детства в такой семье ребенок женского пола научается здраво смотреть на жизнь и расставлять акценты в предстоящем замужестве.

Мамы изобретательны. Был период, когда наш фанерный опилок тщательно прятали от посторонних глаз, так что приходившие отцы просто не могли реализоваться. Однажды фанеру унесли домой, и мы осиротели. Это было трагедией для многих, кто привык откладывать дела на последний день. Порой мне казалось, что наша фанера заколдована: она то исчезала, то появлялась вновь как из рога изобилия.
Наконец, настал день, когда в роге оказалось пусто. Наступила эра дизайна и нереализованных потенций. Одержимые заботой о детском благополучии и ограниченные в выборе материала, отцы восстали против установленного “регламента”. Надо сказать, дети с трудом переживали отцовский порыв. Так, Саша пришел чернее тучи и не поднимал на меня глаз.
– Сергей Владимирович, – сказала Сашина бабушка, – мы не нашли материала и сделали вот такую подставку.
И она показала семейный рукотворный шедевр. Подставка по своему изяществу не уступала многим скульптурным экспонатам Третьяковки. “Девочка с бабочкой” (скульптора С.Д.Лебедевой) – жалкая пародия на жизнь в сравнении с этой конструкцией. Подставка в отличие от бабочки была просто гимном аэродинамике.
– Очень хорошо, – заключил я, что крайне воодушевило Сашу.
Хотя позже Саша неоднократно пытался избавиться от «шедевра». Видимо, его участие в производстве было сильно ограничено, а необычность подставки была оправдана лишь папиным творчеством.

P.S. Для тех учителей и родителей, которые крайне устали от повседневной суеты и нуждаются в обновлении, предлагаю чертеж классической подставки. Думаю, Евгений Евгеньевич Шулешко не сочтет это за плагиат (размеры взяты из его книжки “Обучение письму и чтению”).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru