Образовательный
центр “Азъ”
Сергей ПЛАХОТНИКОВ
О пользе столярных работ
Чтобы родители не пилили ваших
учеников, дайте им в руки настоящую пилу и кусок
фанеры
В начале лета,
как раз когда я решился взять второй в жизни
первый класс, мне удалось съездить в
подмосковное Лыткарино – в детский сад, где
грамоте и письму детей обучают по методике
Евгения Евгеньевича Шулешко. Там я впервые
увидел, как дети-шестилетки работают в тетрадях
перышками-макалками. Ловко выписанные росчерки
произвели на меня ошеломляющее впечатление.
Из головы не шли и подставки под тетрадь. Я
понимал, что приобретение или изготовление таких
подставок – целое событие в жизни школы. Не
помню, что меня более простимулировало –
событийность или забота о здоровье детей, но я
решился. Посмотрел методичку (Е.Е.Шулешко
“Обучение письму и чтению”), прикинул размеры.
Кто-то подарил нам лист толстой фанеры…
Предшествующее первому сентября собрание сильно
озадачило родителей моих первоклассников.
Изготовить подставку, да еще по четко заданным
размерам – дело нешуточное. Но я доверял
родительскому энтузиазму. (Хотя были и такие
мамы, которые поддались панике: мол, мой муж не
может и не будет этим заниматься, у него своей
работы невпроворот.) Признаться, на мам я тоже
рассчитывал. И не ошибся.
Первые проблемы были решены сходу. За фанерой
начали приходить. В связи с этим я выделил для
себя, на будущее, три способа организации
трудовой деятельности родителей:
1. Реализация отцами материнского инстинкта.
Папа приводит с собой сына и не забывает про
пилу. Справляется о наличии материала,
обустраивает в коридоре рабочее место, достает
из сумки пилу и приступает к работе. Я бы
квалифицировал этот способ работы как самый
благоприятный – для ребенка, для родителя и для
школы.
2. Реализация отцами отцовского инстинкта.
– Где у вас тут фанера? – спрашивает
запыхавшийся папа.
Подробно объясняю и показываю.
– А что, ее надо пилить?
Утвердительно киваю.
– Но мне жена об этом не сказала...
Сочувственно пожимаю плечами.
– Может, у вас есть в школе пила? – в заключение
спрашивает кормилец.
– Увы, – отвечаю я.
3. Реализация мамами материнского инстинкта.
Женщины – народ кооперативный, сильно
социальный, в них глубже, чем в мужчинах, сидит
коллективистский запал. Отчаяние заставляет их
творить настоящие чудеса. Если у одной мамы
пилить не получается, то ей на смену приходит
другая, и так до бесконечности. Пока “золоченые,
всеоплодотворяющие трутни” чахнут на
производстве, «пчелы» завинчивают шурупы,
вбивают гвозди, пилят и любят своих детей.
Подобный способ организации я бы не расценивал
как негативный. Более того, он позитивен для тех
семей, в которых растут девочки. С самого детства
в такой семье ребенок женского пола научается
здраво смотреть на жизнь и расставлять акценты в
предстоящем замужестве.
Мамы изобретательны. Был период, когда наш
фанерный опилок тщательно прятали от
посторонних глаз, так что приходившие отцы
просто не могли реализоваться. Однажды фанеру
унесли домой, и мы осиротели. Это было трагедией
для многих, кто привык откладывать дела на
последний день. Порой мне казалось, что наша
фанера заколдована: она то исчезала, то
появлялась вновь как из рога изобилия.
Наконец, настал день, когда в роге оказалось
пусто. Наступила эра дизайна и нереализованных
потенций. Одержимые заботой о детском
благополучии и ограниченные в выборе материала,
отцы восстали против установленного
“регламента”. Надо сказать, дети с трудом
переживали отцовский порыв. Так, Саша пришел
чернее тучи и не поднимал на меня глаз.
– Сергей Владимирович, – сказала Сашина бабушка,
– мы не нашли материала и сделали вот такую
подставку.
И она показала семейный рукотворный шедевр.
Подставка по своему изяществу не уступала многим
скульптурным экспонатам Третьяковки. “Девочка с
бабочкой” (скульптора С.Д.Лебедевой) – жалкая
пародия на жизнь в сравнении с этой конструкцией.
Подставка в отличие от бабочки была просто
гимном аэродинамике.
– Очень хорошо, – заключил я, что крайне
воодушевило Сашу.
Хотя позже Саша неоднократно пытался избавиться
от «шедевра». Видимо, его участие в производстве
было сильно ограничено, а необычность подставки
была оправдана лишь папиным творчеством.
P.S. Для тех учителей и родителей, которые
крайне устали от повседневной суеты и нуждаются
в обновлении, предлагаю чертеж классической
подставки. Думаю, Евгений Евгеньевич Шулешко не
сочтет это за плагиат (размеры взяты из его
книжки “Обучение письму и чтению”).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|