Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Тридцать восьмой учитель

Именно для него и стоит затевать педагогические конкурсы и фестивали!

Внучка директора и собака Муха

В конце августа в Сочи проходил традиционный педагогический фестиваль. Там был наш корреспондент Елена Лосевская. Ее репортаж об этом событии вы прочтете в сегодняшнем номере.
А сейчас – лишь об одном моменте, который послужил для автора поводом назвать эту заметку «Тридцать восьмой учитель».
В рамках сочинского фестиваля проходил конкурс директоров школ. В финал вышли восемь директоров. В течение двух часов на сцене Зимнего театра, в котором проходят и “Кинотавр”, и все самые престижные события, эти финалисты показывали себя в разных испытаниях. Один из финалистов, Николай Алексеевич Костиников, рассказал, что в его семье тридцать семь учителей: его родители, дети, масса родственников. И, конечно, дедушке Николаю Алексеевичу хочется, чтобы самая младшенькая внучка тоже стала учительницей – тридцать восьмой в семье. Тем более что, как оказалось, наклонности к этому есть. Возвращается как-то дедушка с работы, а внучка отчитывает собаку Муху.
– Внученька, что ты делаешь?
– Я Муху перевоспитываю.
– Что-что?
– Ну, я хочу, чтобы наша Муха была воспитана по-другому.
Всю эту историю директор школы рассказал со сцены во время шоу «Конкурс на звание «Лучший директор». Хочется ему, конечно, чтобы семейная традиция продолжилась, а с другой стороны, каково быть учителем? Нищим и униженным. Кто пожелает своему ребенку такой жизни?
– Станет ли внучка директора Николая Алексеевича тридцать восьмым учителем в семье?
Это было шоу, и авторы конкурса не скрывали того, что это шоу. А жизнь сочинских учителей, хоть и не такая трагичная, как в других регионах, где по 8 месяцев не платят зарплату (а в Сочи ни разу не было задержки), но тоже не сахар и уж совсем не похожа на праздник.
За три дня фестиваля мне рассказали столько историй, что если каждую превратить в очерк, наша газета может только о проблемах сочинских учителей писать полгода. Вот несколько примеров.
Завуч одной из школ получает 650 рублей в месяц. А ездить ей на работу приходится автобусом и маршруткой – получается, 20 рублей в день надо тратить на проезд. Если рабочих дней 24, то, оказывается, тратить надо почти 500 рублей. Что остается от зарплаты? На что жить?
Ашот работает учителем, но стаж у него небольшой, и получает он меньше 500 рублей в месяц. Недавно друг пригласил его прирабатывать на бензоколонке – конечно, не вставлять пистолет в бак автомобиля, а пробивать чеки, следить за работой автоматов. Заодно там же, на бензоколонке, Ашот продает подсолнечное масло собственного изготовления. Заработок на колонке в три раза больше, чем в школе. Но Ашот из школы пока не уходит.
Воспитательница во вспомогательной школе (имеет семью, троих детей) живет в малосемейном общежитии в комнате площадью 12,5 метра. Никаких перспектив на получение квартиры нет. А о том, чтобы купить, не может быть и речи.
Очень тяжело живется сочинским учителям, но зал Зимнего театра в Сочи полон, все радуются празднику, и ни одной жалобы, хотя на сцене и мэр, и вся городская власть, и даже министерские чиновники и другие гости из Москвы.
И все рады фестивалю, рады конкурсам, рады празднику. И не только в Сочи. Сейчас в России проводится несколько образовательных конкурсов, хотя все знают, что ситуация в школах просто катастрофическая – мягко говоря, не до праздника. Как же так, зарплату не платят, а учителя и директора шлют заявки на конкурсы и хотят праздника.
Праздники чем-то помогают учителю?
Оказывается, да.
Оказывается, чем больше педагогических конкурсов и фестивалей, тем больше вероятность улучшения жизни учителя и детей в школе.
А у нас пока таких конкурсов мало.

Зачем столько конкурсов?

Как мало? – спросит читатель. Как мало? Каких только педагогических конкурсов у нас нет! И зачем они нужны – кто может объяснить?
...Педагогические конкурсы – дело вообще очень спорное. Практически невозможно разработать такие правила, по которым можно было бы объективно определить победителя – школу, учителя, директора. На конкурсе пианистов, танцоров, художников или, предположим, писателей проще. Там есть тот реальный, осязаемый предмет оценивания. Книга, картина, фильм. Смотри, слушай, оценивай.
Результат зависит от субъективности судей? Пусть так, но эту картину, фильм или книгу может оценить не только жюри, а и любой зритель.
А в педагогике? Можно было бы сказать, что соревновательность, конкурс, вообще сравнение одного учителя с другим, одной школы с другой невозможно. Потому что образование – единственная сфера человеческой деятельности, у которой нет осязаемого предмета.
Урок? Это лишь фрагмент – притом не самый показательный – работы учителя. Все равно что фильм оценивать по одному кадру.
Отметки за четверть или за год, или тесты? Во многом они зависят от способностей учеников, а не только от таланта учителя. При этом мы знаем немало случаев, когда талантливый учитель нужен именно двоечникам, а не отличникам, которые и сами себя научат.
Поступление в вуз? Всем известно, что это лотерея и, главное, что учитель запоминается своим ученикам вовсе не по тому, как он или она подготовили абитуриентов к экзаменам.
А как устроить такой конкурс, чтобы учитель показал свое мастерство прилюдно – на сцене или по телевидению?
А как проводить конкурс среди школ? Ездить в каждую школу и проводить детальное исследование? Невозможно, а главное – все равно ничего не выйдет, потому что в самой идеальной школе дети могут быть несчастны, а в самой отстающей счастливы.
И все же конкурсы проводятся, и на самом деле их очень мало.
В одном соревнуются идеи, в другом – учителя, в третьем – школьные показатели.
По старшинству самый старый – «Авторская школа «Эврика». Он начался в 1987 году, первый финал был в удмуртском поселке Асанове летом 1988-го – эта дата считается отправной точкой массового инновационного движения. Сегодня конкурс «Авторская школа «Эврика» – это конкурс культурно-образовательных инициатив за право обладания статусом «Федеральная экспериментальная площадка», проводит его снова «Эврика».
Самым массовым российским конкурсом стал «Учитель года». Первый конкурс был проведен в 1990 году, с тех пор он стал серьезным государственным мероприятием – с трансляцией по телевидению, президентским указом, солидным правительственным финансированием. Но кроме этого, как сказала недавно в своем выступлении на Матвеевских чтениях московская учительница Марина Аромштам, конкурс создал сообщество творческих учителей и дает им возможность общаться между собой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru