Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/1999

Архив

Вперед, к народной педагогике

Опыт, тенденции и проблемы развития национального образования в Агрызском районе Республики Татарстан

Мы продолжаем тему национального образования в Республике Татарстан и публикуем материал, присланный нашей читательницей и раскрывающий проблему изнутри.

Агрызский район находится далеко от Казани, его в шутку называют Чукоткой. Без границ с Татарстаном по суше – только по воде – протянувшаяся в длину на 140 километров территория напоминает отдельное государство. Но селения, в которых в столь трудные времена сохранились характер народа, обычаи, нравы, традиции, подтверждают: да, Агрыз – это Татарстан.

Судя по документам, хранящимся в музее города, о поселении Агрыз впервые упоминается в 1646 году. Там говорится, что в селе Агрыз Терсинской волости «за мурзой Ишкай, князем Багыш сыном Яуыша и мурзой Дусай сыном Яуыша числится 6 дворов». Первые его жители были беглые крестьяне. Одна из легенд гласит, что переселение татар в эти места возглавили мужественные братья, одного из которых звали Агерже. В его честь поселение и получило название.

Современный Агрыз – одна из самых крупных железнодорожных станций. Поезда из Кировской, Пермской областей, Удмуртской Республики, Башкортостана – все проходят через него. Вот и получается, что город является как бы окном в Татарстан. Район многонациональный, здесь проживают татары (59,5%), русские (25%), марийцы (7,3%), удмурты (6,4%).

Со дня принятия в 1992 г. закона «О языках народов Республики Татарстан» и чуть больше года спустя в ноябре 1993 г. Закона «Об образовании» прошло более пяти лет. Но и проблемы и трудности были не на один день. По существу, мы должны были возродить, с одной стороны, национальные школы, с другой – развить и совершенствовать двуязычие на новой политической, культурно-исторической и нравственно-психологической основе. Как найти ту «золотую середину», чтобы рано или поздно не произошло размежевания школьников по национально-религиозному признаку? Школа с национальной подоплекой никогда не сможет стать интернациональной. И на сегодня еще есть нерешенные вопросы, но за все годы реализации законов, несмотря на предостережения оппонентов, в районе не было и нет конфликтов на национальной почве, не наблюдалось ни одного случая национальной непримиримости.

В районе функционируют две общеобразовательные школы с татарскими, одна с русскими гимназическими классами, 26 татарских, 4 удмуртские, 5 марийских, 6 общеобразовательных русских школ. В русских школах татарский язык и литература изучаются как самостоятельный учебный предмет.

…По окружным проселочным дорогам, колдобинам и ухабам, по лесам и полям нужно ехать до марийских сел Кадряково, Кулегаш, Пелемеш, Бима. Самое большое – Бима. И средняя школа, красивая, уютная, теплая, любимая детьми и родителями, торит свою дорожку в образовании района. С 1989 г. здесь работает историко-краеведческий музей, в котором собраны интересные экспонаты и материалы числом более 400 – «Марийская национальная одежда», «Предметы домашнего обихода», «История села» и т.д. Есть здесь и архив, где хранятся оформленные школьниками по всем музейным правилам исторические документы, образующие летопись человеческих судеб и жизни села. Прекрасное здание детского садика, оформленного в стиле марийских народных мотивов, дополняет национальный колорит села. В 1994 г. на базе Бимского детского сада состоялся республиканский семинар по вопросам интернационального образования и воспитания. В 1999 г. учителя марийского языка и начальных классов были активными участниками научно-практического семинара, организованного министерствами образования Татарстана и Марий Эл на базе Менделеевского района. Любуешься прямыми улицами, ухоженными палисадниками, высокими домами с резными наличниками, и невольно приходит мысль: это тоже народная педагогика – видеть свой труд и радоваться ему.

…Въезд в село Сарсак-Омга оформлен в виде старинных ворот, украшенных ярким удмуртским орнаментом. За ним село, застроенное добротными кирпичными домами, за поворотом на самой горе возвышается двухэтажное здание школы. Она славится не только тем, что одна из первых в республике получила статус агролицея, а еще и тем, что здесь обучаются более 500 детей разных национальностей.

Авторы модели агролицея исходили из образа выпускника – человека высокой культуры, способного стать рачительным хозяином земли, осознающим свою ответственность за ее экологическое здоровье, возрождение традиций крестьянства. Но был и другой, не менее важный вопрос: что есть патриотизм и интернационализм для ученика-удмурта, живущего в Татарстане?

Еще до принятия закона о языках в республике в качестве одной из вариативных дисциплин было введено краеведение, а дети-удмурты, коренные жители деревни совершенно не знали истории, литературы и искусства своего народа. Решили ввести факультативный курс. В Удмуртском институте усовершенствования учителей оказалось, что нет не только учебников, но даже такой программы! К 1992 г. в школе появилась программа «История, литература и культура удмуртского народа». Учителями истории В.И.Маркитоновым и Л.Д.Лазаревым был разработан факультативный курс «Обряды и обычаи удмуртского народа» для учащихся 7 класса.

Нам пришлось решать еще множество щепетильных вопросов национального образования в многонациональной школе. Практически детям-удмуртам нужно было овладеть тремя языками. Поскольку обучение в лицее ведется на русском языке (50% учащихся – татары, 30% – удмурты, 20% – марийцы и другие национальности), возникла проблема семантического наложения языков, что могло привести не только к путанице, но и к задержке умственного развития. Методическое объединение филологов проделало очень важную и нужную работу: приведены к единообразию грамматические обозначения, составлен календарно-тематический план параллельного изучения грамматических тем по языкам.

В лицее обучаются около 30 детей-марийцев. Они проживают в татарской деревне, поэтому владеют татарским языком. В начальных классах изучают марийский, а с 5 класса совместно с русскоязычными детьми – татарский язык и литературу. В 1999 г. на республиканской олимпиаде по татарскому языку и литературе для русскоязычных детей ученица 9 класса Тоюшева Олеся заняла 5-е место – это наш первый успех.

Изучение языка – важное, но не главное в национальном вопросе. Необходимо воспитать национальную гордость, возродить духовное наследие, традиции, обычаи. Мы начали с самого простого и доступного – с создания фольклорных ансамблей. Сейчас смешно и больно вспоминать, как дети стыдились петь, танцевать, читать стихи на родном языке, порой приходилось убеждать родителей… Затем возникли литературно-творческие клубы, драмкружки. Сейчас творческие работы наших учащихся систематически печатаются в детско-юношеских изданиях, проводятся встречи с писателями, журналистами. На сегодня пять выпускников обучаются на факультете удмуртской филологии Удмуртского государственного университета и пять выпускников – на отделении татарского языка и литературы Елабужского государственного педагогического института.

…От Агрыза до Иж-Бобья – рукой подать. Окнами на главную дорогу стоит двухэтажное здание новой школы. Каких только официальных делегаций она не перевидала за последние годы – министров, деятелей науки, гостей из Америки, Австралии, самого президента Шаймиева… И все благодаря ее историческому прошлому.

В начале ХХ века во всей России было лишь несколько татарских медресе, снискавших славу передовых учебных заведений как с точки зрения учебно-воспитательной работы, так и внутреннего распорядка, ставших подлинными очагами просвещения народа и кузницей национальной интеллигенции. Это медресе «Мухаммадия» в Казани, «Хумаиния» в Оренбурге, «Галия» в Уфе и «Иж-Буби» в Агрызском крае. Судя по архивным данным, медресе «Иж-Буби» было открыто в 1781 г. Начиная с 1907 г. вводится обучение по таким предметам, как арабский, персидский, турецкий, русский, французский языки, история, политэкономия, арифметика, геометрия, физика, астрономия, география, ботаника, медицина, психология. Педагогика на уровне передовых русских и европейских учебных заведений. Кроме того, изучали историю ислама, Коран, философию, логику, этику. Выпускникам медресе с дозволения правительства (впервые в истории татарских медресе в России) выдавались свидетельства, разрешающие учительствовать.

Сегодня школа в Иж-Бобья является одной из ведущих татарских школ в республике. В течение последних трех лет ее ученики дважды занимали первые места на республиканской олимпиаде по татарскому языку и литературе.

Это было далеко не всегда так. Очень обидно, что в течение десятков лет в Татарстане изучение родного языка считалось излишним, а учеба в национальной школе – непрактичной и бесперспективной. Молодежь теряла нравственные ориентиры, в сознание внедрялись пошлость и примитивизм. Даже в деревнях стали «немодными» гармонисты, забылись народные танцы, одежда, обряды. Мы потеряли слишком много времени и судеб и должны работать с особой отдачей и энтузиазмом. И поэтому нам стоит не только внимательно присмотреться к тем традициям воспитания, которые бережно хранит наш народ, но и осмыслить их, распахнуть им дверь в нашу жизнь. Назрела необходимость создания таких педагогических технологий, которые могли бы помочь в изучении богатого педагогического опыта различных народов. Учет воспитательных традиций различных этносов, их сохранение и обогащение в условиях естественного развития – так понимается мной термин «национально-региональный компонент» в условиях многонациональной школы.

Конечно, наивно полагать, что народная педагогика поможет решить все сложные проблемы нашего бытия. Но можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Эльза СИБГАТОВА,
заслуженный учитель Республики Татарстан,
заместитель директора Сарсак-Омгинского агролицея

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru