Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Как оценить умение учиться?

И как объяснить, что развивающее обучение – это не средство повышения успеваемости, а качественно новое образование...

Несколько раз приходилось слышать от больших школьных начальников:

– А вы знаете, у нас развивающее обучение не пошло. Мы и учебники купили, и учителей учили, а вот не пошло. Даже не знаем, что делать, видно, зря деньги тратили и детям головы морочили.

А «не пошло» потому, что от детей из классов развивающего обучения ждали повышенной успеваемости в средних классах, а дети учатся себе и учатся – нормально, почти как все. Не лучше в большинстве своем. Правда, отличие есть. Но оно не заметно невооруженным взглядом. Ну, например, эти дети могут сами себе поставить цель или учебную задачу и отрефлектировать свои учебные действия. Но это никак не сказывается на отметках, а раз так, то и «не пошло» развивающее обучение.

Мне в таких случаях очень хочется рассказать начальникам известную историю о Фаине Раневской, Моне Лизе и молодом человеке, который, глядя на картину, сказал:

– Не нравится мне что-то эта картина.

На что Раневская согласно легенде ответила:

– Вы знаете, этой картине уже столько лет, что она сама может выбирать, кому нравиться, а кому – не нравиться.

Так и здесь. Долго ли, коротко ли, а в ноябре этого года исполняется сорок лет теории развивающего обучения. Как раз в 1959 году была организована лаборатория Д.Б.Эльконина, в которую пришел В.В.Давыдов, и началось то, что сегодня называют развивающим обучением.

А к нам в редакцию пришла вдова Василия Васильевича – Люция Васильевна Берцфаи, принесла его неопубликованную статью и рассказала о том, что в Москве будет конференция, посвященная юбилею создания теории деятельности, что вот-вот выйдет книга – переиздание «Видов обобщения в обучении», что ученики Давыдова ведут просто огромную работу по развитию его теоретического наследия, а в давыдовских школах не прерывается экспериментальная работа. И сама Люция Васильевна трудится в трех школах Москвы и разрабатывает новые курсы, ведет семинары и читает лекции.

Дело движется!

Но вот все же не дает мне покоя то, что в определенном слое – прежде всего управленческом – есть, как говорили в прошлые времена, мнение: не пошло у нас развивающее обучение, не пошло.

Я не стал этого рассказывать вдове ученого, но когда начал читать его статью, то стало ясно: управленцы сами себя обманули. Они ждали, что развивающее обучение поможет бедным ученикам освоить традиционные программы, а оно – совсем для другого.

В.Давыдов пишет: «На наш взгляд, традиционное российское начальное образование, если исходить из современных мерок, нельзя назвать сколь-нибудь гуманным. Поскольку оно не раскрывает у многих детей подлинные возможности их развития, возможности формирования их учебных умений. Подлинно гуманным начальное образование станет только тогда, когда оно приобретет действительно развивающий характер».

Это что же – значит, наша обычная школа не развивает ребенка?

Вечный спор и вечный вопрос. Как только становится ясно, что традиционное содержание образования неэффективно для развития ребенка, традиционной школе – обидно.

Но главная трудность заключается, конечно, не в обидчивости. И не в обманутых ожиданиях начальников.

Главная трудность заключается в другом. Может, это снова прозвучит для кого-то обидно, мы готовы принести извинения и признать неправоту, если ошибаемся. Но возникает устойчивое убеждение, что ни в Минобразования, ни в Академии образования после В.В.Давыдова нет никого, кто бы мог ясно и четко, понятно для учителя, и, главное, для родителей, и, что менее важно, но необходимо, для министра и его подчиненных объяснить, что такое радикальное изменение содержания образования.

Великая заслуга Давыдова-педагога в том, что он понимал и создавал другое содержание образования. Такое, которое было связано не с заучиванием фактов, а с творческим преобразованием действительности.

Давыдов в своей неопубликованной статье пишет: «Своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления школьник усваивает теоретические знания. Их содержанием является происхождение, становление и развитие какого-то предмета.

Если же мы наблюдаем в школе усвоение ребенком таких знаний, которые уже заранее четко сформулированы и даются ему учителем в готовом виде и в содержании которых отсутствуют моменты происхождения и развития изучаемого предмета, то можно твердо сказать, что в данном случае ребенок учебной деятельности не выполняет».

Нет никакого развития в традиционном обучении. Если ребенок все же титаническим личным трудом развивает свою психику, то исключительно благодаря себе, а не обучению.

А начальники ждали, что как раз в усвоении этих самых мертвых сведений, знаний в готовом виде, и поможет развивающее обучение. Какая драма, какие обманутые надежды, какое горькое разочарование!

Главное – потратились, а теперь что?

К тому же дети из начальной школы развивающего обучения выросли, а учебников и разработанных программ для среднего звена нет.

Во-первых, есть. А во-вторых, не в этом дело. Не в учебниках и программах, а в том, что для подросткового возраста определяет развитие не учебная деятельность, а иная – общение, социальные пробы себя. Как сделать так, чтобы эти виды деятельности стали образовательными программами, – вот в чем содержательный, в том числе и управленческий, вопрос.

А стоны и плачи управленцев по поводу отсутствия программ для среднего звена похожи на стоны начальника аэропорта по поводу отсутствия угля для заправки самолетов.

Ему говорят:

– Да пойми ты, самолеты на керосине летают.

Он говорит:

– Да, я понимаю, а как насчет угля?

А после этого глубокомысленно заявляет:

– Не приживается у нас воздушный флот, не идет дело.

...Нелегкая это работа – увидеть то, что не лежит на поверхности. То, чем не отчитаешься, то, что хоть и является на самом деле результатом образования, но проявится через много лет.

Это умел видеть В.Давыдов.

31 августа у него день рождения. Один из его друзей однажды сказал, что Давыдов родился 31 августа и сразу пошел в школу. И с тех пор занимается учебной деятельностью.

А другой его ученик написал, что Давыдов мог заниматься развитием личности и создал теорию развития личности только потому, что сам был личностью.

И то и другое правда.

Правда и то, что его уже нет с нами, и под огромным камнем на Калитниковском кладбище, это недалеко от Таганки, лежит Василий Васильевич Давыдов, и у него 31 августа день рождения.

...Мы посчитали, что накануне учебного года лучше всего написать об одном учителе и его деле и сказать добрые слова о нем, чтобы все учителя поняли – это о них.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru